Деловой климат в России по-прежнему омрачают различные факторы. Основные препятствия для деловой активности немецких компаний в России — это бюрократия и слабая конъюнктура. Предпринимательское сообщество также обеспокоено протекционистскими барьерами. Экономические санкции, напротив, немного утратили свое значение. Таковы основные итоги 17-го опроса по деловому климату Восточного комитета немецкой экономики (OAOEV) и Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП). В нём приняли участие 112 немецких компаний, в которых трудятся свыше 144 000 человек в России, и оборот которых в 2018 году составил около 18 млрд евро. Результаты опроса были представлены 3 декабря председателем правления Российско-Германской ВТП Маттиасом Шеппом и главой Восточного комитета немецкой экономики Михаэлем Хармсом в Берлине.
В 2019 году положительное изменение делового климата в России отметили 30% опрошенных немецких компаний (в 2018 году таких было 32%). 39% респондентов говорят о сохранении прежних условий, а 31% — о негативной динамике. 62% немецких компаний в России считают, что их бизнес страдает от мер протекционистской направленности — в частности, это относится к участию в государственных тендерах. «Среди препятствий для развития бизнеса в России возросло значение таких внутрироссийских проблем, как бюрократические издержки и протекционистские барьеры, — говорит Михаэль Хармс. — Нужно, чтобы российское правительство позаботилось о новых стимулах роста посредством сокращения бюрократии и целенаправленной поддержки малого и среднего бизнеса».
При этом большинство немецких компаний довольны собственной ситуацией в России. 41% называют её «хорошей» или «очень хорошей» (в прошлом году такой ответ давали 40% респондентов), чуть больше половины (51%) — «удовлетворительной» (против 47% годом ранее). О намерениях расширять штат и инвестировать в России в ближайшие 12 месяцев заявили треть респондентов. Запланированные ими инвестиции составляют почти 530 млн евро. Около половины опрошенных компаний полагают, что в долгосрочной перспективе значение России для германского бизнеса будет расти.
«Немецкий бизнес по-прежнему делает ставку на Россию и продолжает активно инвестировать, — говорит председатель правления Российско-Германской ВТП Маттиас Шепп. — Чистые прямые инвестиции немецких компаний в России в 2018 году преодолели отметку в 3,26 млрд евро — это рекорд со времен финансового кризиса 10 лет назад».
2020: больше оптимизма
Более оптимистично, чем годом ранее, опрошенные компании оценивают экономические перспективы на следующий год: 43% респондентов рассчитывают на положительную или умеренно положительную экономическую динамику в 2020 году (в прошлом году таких было 41%), и только 15% опасаются ее замедления (против 23% в 2018 году).
«Несмотря на слабую конъюнктуру, немецкие компании в целом растут с опережением российского рынка, — говорит Маттиас Шепп. — Мы видим это и по себе. ВТП — единственная международная бизнес-ассоциация, количество членов которой увеличилось на 10% за последнее время и составляет свыше 900 компаний».
Неожиданный оптимизм респонденты продемонстрировали и относительно российско-украинских отношений: 69% надеются на их улучшение при президенте Зеленском. «Перспективы как минимум лёгкого ослабления напряжения в российско-украинских отношениях, по всей видимости, частично смягчают опасения относительно дальнейшего ужесточения санкций, — говорит Хармс. — Санкции были названы фактором, препятствующим развитию бизнеса, только 39% компаний». Для сравнения: в прошлом году такой ответ дали более половины респондентов.
Убедительное большинство за снятие санкций
За отказ от экономических санкций по-прежнему выступает подавляющее большинство опрошенных компаний (93%). При этом 51% из них вновь высказались за их поэтапную, и 42% — за незамедлительную отмену. «Санкции по-прежнему ложатся бременем на двухсторонние экономические отношения, способствуя отмежеванию России и усилению влияния Китая, — отмечает Хармс. — Поэтому мы надеемся, что предстоящие переговоры в нормандском формате станут важным шагом на пути мирного урегулирования. При наличии конкретного продвижения следует обсудить и отмену первых взаимных санкций как стимул для дальнейшей разрядки».
По сравнению с прошлым годом компании придают меньшее значение существующим санкциям США и не так сильно опасаются новых. В списке факторов, мешающих развитию бизнеса, в этом году санкции были упомянуты 31% респондентов (против 53% в прошлом году) и спустились на 4-е место. Две трети опрошенных компаний, несмотря на опасность санкционных мер со стороны США, планируют продолжать свой бизнес в России без каких-либо изменений. Это существенно больше, чем годом ранее (53%). 30% компаний даже намерены наращивать свою деятельность в стране.
«Американские санкции меньше, чем за два года обошлись немецкой экономике больше, чем в миллиард долларов. Тем не менее, немецкие компании не дают себя запугать и продолжают инвестировать», — отмечает Маттиас Шепп.
В сфере экспорта перелома не произошло
Экспорт немецких компаний в Россию за первые девять месяцев 2019 года вырос на 2,5%. Тем не менее, совокупный объём экспорта по-прежнему сильно не дотягивает до рекордных показателей 2012 года. «Среди рынков экспорта для Германии Россия занимает сегодня только 4-е место после Польши, Чехии и Венгрии, — говорит Хармс. — Существенных скачков роста не приходится ожидать и в 2020 году. Только 29% респондентов рассчитывают в следующем году нарастить свой экспорт в Россию. Почти две трети, напротив, ждут стагнации объёма поставок». В предыдущем году такой ответ дали 57% опрошенных.
Скромная экспортная динамика, помимо конъюнктуры, также обусловлена ограничениями ввоза и протекционистскими пошлинами, которые затрагивают 17% немецких компаний, ведущих бизнес в России. Больше четверти респондентов в числе важнейших препятствий также указывают на протекционизм и политику импортозамещения.
«Несмотря на санкционное давление, Россия не впала в крайности протекционизма, — говорит Маттиас Шепп. — Это подтверждается, в частности, рейтингом Doing Business Всемирного банка, в котором Россия всего за восемь лет с 90-й строки сумела подняться на 28-ю. Тем не менее, российской экономике именно сейчас было бы полезно устранить барьеры и дополнительно повысить свою привлекательность для инвесторов».
Некоторые улучшения в политических отношениях
В политических отношениях между Германией и Россией, по мнению опрошенных компаний, отмечаются лишь некоторые улучшения. Половина респондентов говорит о стагнации. Тем не менее, 39% — чуть больше, чем годом ранее — констатирует улучшение политических отношений.
К числу проблематичных тем во взаимодействии с Россией относятся энергетические связи, в частности, газопровод «Северный поток-2», который должен частично заменить транзит газа через Украину. По этому вопросу немецкие компании придерживаются чёткой позиции: 72% делают ставку на использование обоих маршрутов: как «Северного потока-2», так и транзитного маршрута через Украину. «С учётом сокращения объёмов добычи природного газа в ЕС и отказа от угольных и атомных электростанций в Германии нам нужны все возможности поставок, — говорит глава OAOEV Хармс. — Каждый дополнительный маршрут для импорта газа вносит вклад в надёжность и ценовую эффективность энергоснабжения европейских промышленных предприятий и потребителей. Поэтому мы надеемся, что трёхсторонние переговоры по газу между ЕС, Россией и Украиной до конца года приведут к заключению нового, долгосрочного транзитного договора».
Важность Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для своей повседневной работы отметили более половины респондентов. Более, чем три четверти респондентов выступают за создание единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, в которое вошли бы ЕС, ЕАЭС и другие страны. «Новой Еврокомиссии следует стремиться к скорым переговорам с Евразийским экономическим союзом по вопросу об устранении таможенных барьеров и гармонизации норм и стандартов, — говорит Хармс. — Европа должна противопоставить всемирному экономическому эгоизму и доминированию Китая и США новые проекты экономической интеграции. И здесь Россия — важный партнёр».
Среди опрошенных компаний нет единого мнения относительно того, как ЕС и ЕАЭС должны реагировать на китайские планы создания «Нового шёлкового пути» (Belt & Road): совместными проектами с Китаем, или, напротив, альтернативными проектами. Многие опасаются, что вследствие охлаждения отношений между Россией и Западом Россия в большей мере будет ориентироваться на КНР. По мнению 85% опрошенных, конкуренция со стороны китайских компаний на российском рынке за последние 5 лет усилилась.
«Не следует недооценивать конкуренцию со стороны Азии. «Китайские экспортёры и машиностроители всё большее наращивают своё присутствие в России», — говорит председатель правления ВТП Маттиас Шепп. — Поэтому члены ВТП надеются на участие высокопоставленных представителей немецких политических кругов в предстоящих экономических саммитах таких, как Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) или промышленная выставка «Иннопром» в Екатеринбурге».
Отраслевая динамика: автопром сдаёт позиции
Немецкие компании по-прежнему относят аграрную и пищевую промышленность к отраслям, демонстрирующим в России наиболее мощный рост — такого мнения придерживаются 46% респондентов. На втором месте – сектор информационных технологий и телекоммуникаций (45%). Улучшила свои позиции отрасль возобновляемой энергетики/энергоэффективности (25%), поднявшись с 11-й строчки на 5-ю. Явно сдала позиции автомобилестроительная промышленность, в перспективы роста которой верят только 4% респондентов. Сегодня она замыкает рейтинг, хотя всего два года назад автопром занимал третье место среди отраслей российской экономики.
комментарии(0)