Мятежные студенты сдаются на милость властей. Фото Reuters
Центральные власти Китая решили открыто вмешаться в дела Гонконга из‑за протестов, которые приобретают там все более радикальный характер. Под давлением Пекина сменился главный силовик этого специального административного района, имеющего де‑факто автономный статус, – вместо Лу Вэйцуна (которого также называют на местный манер Стивеном Ло) комиссаром городской полиции стал Дэн Бинцян (Крис Тан). В Китае не скрывают, что связывают надежды на наведение порядка в городе с усилением своего контроля над Гонконгом.
Смена руководства полицейского корпуса была вполне ожидаемой: переход волнений, идущих с лета, в радикальную стадию связан как раз с неуклюжими действиями местных правоохранителей. В прошлый понедельник, 11 ноября, один из полицейских открыл огонь по участникам протестов. Погиб 22‑летний студент Алекс Чоу. С этого времени волнения шли по нарастающей. Протестующие забрасывали «коктейлями Молотова» станции метро и государственные здания, вступали в настоящие бои с полицией, строили баррикады. Сотрудники правоохранительных органов в ответ применяли слезоточивый газ и резиновые пули. К понедельнику, 18 ноября, количество обратившихся за медицинской помощью превысило две сотни человек.
Эпицентром волнений стали вузы – в первую очередь Китайский университет и Политехнический университет. Значительная часть протестующих состоит из учащихся этих двух учебных заведений. Особенно серьезно настроены студенты Политеха. Его кампус стал штабом и центром протеста, и одновременно убежищем для участников волнений. В воскресенье полиция попробовала разом покончить с этим оплотом студенческого недовольства. Кампус был окружен, от скрывающихся примерно 1 тыс. человек, большинству из которых нет 18 лет, потребовали сдаться. Сообщения о том, что полиция пошла на штурм, офис комиссара Гонконга быстро опроверг. Тактика правоохранителей была иной: взять учащихся измором. Она в итоге увенчалась успехом, пусть и частичным. Глава администрации Гонконга Кэрри Лам сообщила о том, что ко вторнику из кампуса вышли около 600 человек. 200 из них были отпущены как несовершеннолетние, 400 – взяты под стражу.
На момент подписания номера в печать в кампусе находилось примерно 100 студентов. Крис Тан заверил общественность, что на применение силы без крайней необходимости полиция не настроена. Кэрри Лам пообещала «использовать любые средства», чтобы убедить студентов сдаться.
Тем временем борьба с протестами развернулась в юридической плоскости, и она очень похожа на попытку Пекина приструнить не в меру самостоятельную автономию. Госсовет КНР выступил против высшей судебной инстанции Гонконга. Верховный суд автономии в понедельник признал неконституционным решение городских властей ввести запрет на ношение масок участниками протестных акций. На следующий день официальный представитель канцелярии Госсовета КНР по делам Гонконга и Мако Ян Гуан выступил с заявлением, где намекнул, что Пекин это решение может и отменить. Как говорится в заявлении, вердикт Верховного суда «бросает вызов авторитету» Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей. Ведь в функции парламента КНР входит решать, конституционна какая‑либо норма или нет. То, что Верховный суд руководствовался Основным законом Гонконга, а не Китая, китайские чиновники не упомянули. Ян Гуан сообщил, что он будет «следить за ситуацией».
Если Китай попробует отменить решение Верховного суда Гонконга, ссылаясь на его неконституционность, это будет резким разрывом с прежней правовой практикой взаимоотношений Пекина с его автономией. Ранее Пекин старался в минимальной степени вмешиваться в судебную систему города.
Старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин полагает, что нынешние волнения в Гонконге являются рубежом, за которым последует попытка окончательно включить автономию в правовое пространство КНР.
«Первопричина этих волнений – большой комплекс социально‑экономических проблем, давно скопившихся в городе, которые местные жители не всегда справедливо связывали с деятельностью Пекина. В городе высокие цены на недвижимость, высокая молодежная безработица, проблема с доступом к качественному образованию. Молодые люди видят, что они не будут жить так же хорошо, как их отцы», – сказал «НГ» эксперт.
Он отметил, что с точки зрения официального Пекина причиной всех этих дисбалансов в развитии Гонконга стало то, что власть в городе была отдана на откуп местной бизнес‑элите. По мнению Кашина, после беспорядков КНР попробует изменить эту сложившуюся ситуацию и более активно участвовать в управлении городом. «А пока непосредственным итогом волнений будет только то, что Пекин отправит за решетку их активных участников», – считает Кашин.
комментарии(0)