0
8124
Газета В мире Печатная версия

13.11.2019 19:14:00

Турция может отказаться от введения С-400 в эксплуатацию

Что остается за кулисами переговоров Трампа и Эрдогана

Тэги: турция, эрдоган, внешняя политика, сша, трамп, с400


турция, эрдоган, внешняя политика, сша, трамп, с400 Фото msb.gov.tr

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибыл в США фактически как частное лицо с учетом того, что истеблишмент в Вашингтоне сделал в последние недели все, чтобы обесценить Анкару как международного партнера. Трудно переоценить опасения турецких властей в связи с риском новых санкций и с будущим военно‑технического сотрудничества (ВТС) двух стран. Однако у этих проблем, как полагают в турецкой экспертной среде, есть свои решения. Но не все они понравятся России.

Прибыв в Вашингтон, Эрдоган оказался во враждебной среде. Элита США вошла в оппозицию внешнеполитическим решениям Турции, которые 9 октября оформились в операцию на севере Сирии. Приезд Эрдогана для переговоров с коллегой Дональдом Трампом встретил двухпартийное сопротивление на Капитолийском холме. В распространенном накануне обращении за подписью группы конгрессменов говорилось об «особенно неподходящем времени для того, чтобы президент Эрдоган посещал Соединенные Штаты».

Несмотря на все угрозы Трампа разрушить турецкую экономику, у главы Белого дома отмечают снисхождение к внешнеполитическим авантюрам Эрдогана. И бывшие сотрудники администрации президента США находят этому объяснение. За день до визита телеканал NBC опубликовал некоторые предположения экс‑помощника президента по национальной безопасности Джона Болтона, которые тот высказал в частной беседе. По словам источников NBC, бывший чиновник Белого дома допустил, что подход его бывшего босса к Турции мотивирован личными финансовыми интересами.

Создается ощущение, что конгрессмены пытались синхронно надавить на все болевые точки американо‑турецких отношений. Перед приездом турецкого лидера члены Палаты представителей США внесли резолюции о признании геноцида армян и необходимости расследовать имущественные и финансовые связи семьи Эрдогана с США. Не стоит забывать и те материалы в СМИ, согласно которым башни Trump Towers в Стамбуле могут иметь прямое отношение к людям из ближайшего окружения Эрдогана.

То, что президент Турции накануне вылета в США заявил о приоритетности многолетнего, почти тупикового вопроса о выдаче живущего в Пенсильвании беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена, может свидетельствовать о желании Анкары скрыть большую часть содержания переговоров с Трампом. Для этого есть свои причины. С одной стороны, вряд ли требует огласки диапазон взаимных уступок, которые стороны могут сделать в сфере ВТС, с другой – судебные дела, которые связаны с турецкой бизнес‑элитой, весьма деликатны. Некоторые из них, как досье содержащегося под стражей в США золототорговца Резы Зарраба, имеют коррупционный шлейф и могут быть связаны с Эрдоганом лично. Они подходят под действующий в США закон «О противодействии врагам Америки посредством санкций» (CAATSA).

В турецкой экспертной среде обращают внимание на то, что серьезный потенциал таит в себе расследование против турецкого государственного банка Halkbank, которому Минюст США 16 октября предъявил обвинения в нарушении режима санкций против Ирана, мошенничестве и отмывании финансовых средств. «Дело Halkbank” – это дамоклов меч, – заявил «НГ» турецкий политолог, кандидат политических наук Керим Хас. – Огромный штраф, который, вероятно, будет применен за нарушение Анкарой санкций против Тегерана и отмывание денег, сильно беспокоит правящую элиту Турции. Вполне возможно, что Анкаре придется пойти на некоторые уступки, чтобы смягчить решение США по Halkbank, которое предполагает расширение круга лиц, привлекающих пристальное внимание соответствующих органов в США».

Эксперт указывает на то, что Эрдоган прибыл в США почти как частное лицо. «Это проще понять, если вспомнить хронологию недавних событий, – говорит Хас. – Фактически приезд президента Турции может обрадовать лишь самого Трампа. Конгресс, Пентагон, Госдеп, ближайшее окружение президента США и все американские СМИ показывают яркие антиэрдогановские настроения».

Аналитик напоминает, что публичные выступления турецкого лидера сводились к тому, что Турция будет проводить ту политику, которую считает нужной. «Открыто Эрдоган высказывал нежелание встречаться в Турции с Майклом Пенсом (вице‑президентом США. – «НГ»), о чем было заявлено 16 октября. На следующий день Палата представителей внесла резолюцию о расследовании против активов Эрдогана и его семьи, и тогда президент Турции был вынужден нарушить свое слово и провести переговоры», – подчеркнул Хас.

Закон CAATSA нависает над Турцией и в связи приобретением российских ЗРК С‑400. Однако у Трампа есть свой вариант решения этой проблемы. Как сообщила 13 ноября газета Washington Post, Белый дом настаивает на том, чтобы С‑400 «не вводились в эксплуатацию». По задумке президента США, это позволит Турции «иметь доступ к средствам коммуникации и защиты американского самолета F‑35». При выполнении этого условия Анкара может вернуться к программе создания многоцелевых истребителей F‑35 и избежать санкций.

Другой частью американского плана является торговая сделка на 100 млрд долл. с выгодными для республики условиями. О ее деталях подробно не сообщается. В разговоре с «НГ» Керим Хас подтвердил, что вариант с отказом вводить в эксплуатацию С‑400 действительно может рассматриваться Анкарой.

«Эрдоган может пообещать не вводить в действие российские комплексы: даже при большом желании вернуть их уже никак не получится, – заявил турецкий эксперт. – В целях усиления риторики, конечно, можно поставить вопрос о приобретении комплексов Patriot. Это сыграет на американскую аудиторию. Также можно обсудить возвращение Турции в программу по самолетам F‑35. Но в каком именно ключе будет развиваться ситуация, можно лишь догадываться: определенно США имеют некие козыри, при раскрытии которых политическая элита Турции испытает сильное напряжение. Наконец, сирийский вопрос не сходит с повестки дня, однако по нему не так много вариантов из‑за того, что исчерпаны возможности, предоставленные Вашингтоном Анкаре для проведения новых военных операций, и из‑за российского присутствия на Восточном берегу реки Евфрат уже в качестве новой силы‑гегемона».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Поднебесной ждут перемен

В Поднебесной ждут перемен

Юрий Тавровский

В Китае хотят усовершенствовать модель развития

0
1015
Нефть России воспламенила страсти в Вашингтоне и Сеуле

Нефть России воспламенила страсти в Вашингтоне и Сеуле

Владимир Скосырев

США и Южная Корея ищут способ помешать сотрудничеству РФ с КНДР

0
1148
Константин Ремчуков. Глава МИД КНР Ван И выступил за всеобъемлющее стратегическое партнерство с Австралией

Константин Ремчуков. Глава МИД КНР Ван И выступил за всеобъемлющее стратегическое партнерство с Австралией

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.03.24

0
1065
Российские цифровые активы попали под прицел США

Российские цифровые активы попали под прицел США

Ольга Соловьева

Антитехнологические санкции затормозят развитие финансового блокчейна

0
1971

Другие новости