Американские войска находятся на территории Южной Кореи почти 70 лет. Фото Reuters
Предстоящий на этой неделе визит главы Пентагона Марка Эспера в Сеул сулит непростой диалог по ключевым проблемам безопасности на Дальнем Востоке. Среди них – вопрос о финансировании размещения в Южной Корее 28,5 тыс. американских военных. Вразрез с политикой Белого дома идет и усиливающаяся конфронтация Сеула с Токио, что грозит разрывом 23 ноября Соглашения об обмене разведывательными данными (GSOMIA).
Шеф Пентагона примет участие в 51‑м заседании американо‑южнокорейского консультативного совещания по вопросам безопасности. В заявлении ведомства, распространенном по случаю визита Эспера в Сеул, целью его миссии названо «подтверждение приверженности укреплению двустороннего сотрудничества в области обороны с целью решения вопросов безопасности и стабильности на Корейском полуострове и в Индо‑Тихоокеанском регионе».
Как рассказал «НГ» спецсоветник президента Южной Кореи по иностранным делам и национальной безопасности Мун Чон Ин, главной темой встречи Эспера с министром обороны Чон Гён Ду станет обсуждение условий нового соглашения о совместном финансировании пребывания американских военнослужащих. В Южной Корее находятся 28, 5 тыс. американских солдат, штаб дивизии, бронетанковая, авиационная и артиллерийская бригады, две авиабазы.
По словам Муна, если в текущем году расходы Сеула на содержание контингента США составили чуть менее 1 млрд долл., то в Вашингтоне настаивают на увеличении этих расходов с 2020 года до 4,5–6 млрд. Как уточнила газета Korea Joongang Daily, находившийся на минувшей неделе в Сеуле Джеймс Дехарт, главный переговорщик США по этому вопросу, Южная Корея должна ежегодно тратить на содержание американцев 4,7 млрд долл. – примерно в пять раз больше, чем в настоящее время.
США, в частности, требуют от Южной Кореи включить в список военных расходов проведение у Корейского полуострова операций с привлечением стратегических вооружений, в том числе полеты бомбардировщиков В‑52. При этом президент США Дональд Трамп постоянно говорит о том, что обеспечение безопасности союзников слишком дорого обходится американскому бюджету.
Под своими союзниками в Азиатско‑Тихоокеанском регионе в Вашингтоне понимают прежде всего Южную Корею и Японию. Однако отношения этих стран с лета находятся в глубоком кризисе, вызванном требованием Верховного суда Южной Кореи выплатить компенсации жертвам рабского труда в период оккупации Японией (1910–1945). Если Токио считает, что компенсации были выплачены полностью еще в 1965 году, то Сеул полагает, что тогда были урегулированы отношения между странами и это не мешает подавать иски о возмещении частным лицам. В результате Япония не только значительно усложнила экспорт в Южную Корею высокотехнологичных компонентов и химических продуктов, необходимых для производства электроники, но и исключила ее из так называемого белого списка стран, на которые распространяется принцип наибольшего благоприятствования в торговле. В ответ Сеул решил выйти из GSOMIA, срок которого истекает 23 ноября.
В Пентагоне крайне обеспокоены решением Сеула и всячески дают понять, чтобы южнокорейские власти его пересмотрели. Ведь GSOMIA – ключ к трехстороннему сотрудничеству в области безопасности в регионе. При этом приоритетными задачами в Вашингтоне считают скоординированные ответы на угрозы со стороны КНДР и сдерживание Китая. Так что Эсперу предстоит оказать немалое давление на Южную Корею, чтобы та возобновила пакт с Японией.
Впрочем, перспективы урегулирования ситуации вокруг GSOMIA выглядят весьма туманными. Любые попытки Сеула пойти на попятную в конфликте с Токио наверняка нанесут репутационный ущерб руководству страны, и в первую очередь президенту Мун Чжэ Ину. А это совсем не в интересах его Демократической партии в преддверии парламентских выборов 2020 года.
Еще одна тема переговоров Эспера – предстоящие в декабре совместные американо‑южнокорейские учения. Похоже, вокруг них в Сеуле развернулась закулисная борьба. Как рассказал собеседник «НГ», если президент Южной Кореи был готов отказаться от маневров, стремясь поддержать дипломатические усилия в переговорах о денуклеаризации КНДР, то Министерство обороны страны и Пентагон настояли на их проведении. Ожидается, однако, что учения пройдут в гораздо меньшем масштабе по сравнению с 2017 годом, когда в них были задействованы 230 самолетов.
Сеул-Москва
комментарии(0)