Протестующие недовольны иностранным вмешательством в иракскую политику. Фото Reuters
Протестная ситуация в Ираке волнует соседний Иран. В минувшие выходные МИД Исламской Республики выразил надежду, что иракский народ и центральное правительство сумеют сами найти компромисс. Несмотря на то что иракские события дают широкий простор для версий об участии внешних сил – Ирана или Саудовской Аравии, – в экспертной среде утверждают, что в ситуации с этими волнениями региональные игроки повели себя нехарактерно. Неспокойная обстановка сохранялась эти выходные в Багдаде и провинциях Ди-Кар, Басра, Васит, Майсан, Эд-Дивания, Бабиль и Мутанна. На этом фоне премьер-министр республики Адель Абдель Махди приказал элитным контртеррористическим спецподразделениям занять улицы столицы.
Командующий иракским спецназом получил от главы правительства указание принять «все необходимые меры» для разгона протестов.
В этот уик-энд с комментариями выступила иранская сторона, которую часть протестующих обвиняет во вмешательстве во внутренние дела. Официальный представитель МИД Ирана Аббас Мусави выразил уверенность, что Багдад и протестующие смогут «справиться с текущими проблемами и двигаться дальше с целью развития страны». Дипломат заявил о «глубоком сожалении по поводу недавних событий, которые привели к гибели и ранению десятков людей, а также материальному ущербу». «Тегеран поддерживает ясно изложенные требования народа Ирака, а также заявления религиозных авторитетов и премьер-министра страны Адель Абделя Махди», – отметил Мусави.
Новая протестная волна началась 25 октября. Выступления быстро переросли в столкновения с силами безопасности. В результате 42 человека погибли и около 2 тыс. получили травмы и ранения. Участники акций, направленных против ухудшения условий жизни, роста безработицы и коррупции в правительственных структурах, устроили штурм местных административных зданий, офисов различных политических сил и, что немаловажно, объектов шиитского военизированного ополчения «Хашд аш-Шааби», которое называют инструментом Ирана. По неофициальным подсчетам, ущерб был причинен более чем 70 правительственным учреждениям, партийным офисам, а также объектам частной собственности.
Наблюдатели обращают внимание на то, что в Ираке регулярно проходят протесты, однако этот раунд антиправительственных выступлений не имеет аналогов по своему конфессиональному оттенку. Так, британская Guardian отмечает, что шиитские демонстранты выступают с лозунгами против политических сил шиитского толка. Нередко в манифестациях используются антииранские лозунги. Это дает руководству «Хашд аш-Шааби» повод обвинять в организации протестов Израиль и США. Стоит заметить, что отчасти катализатором протестных выступлений стало увольнение популярного в народе офицера контртеррористической службы Абдул-Вахаба аль-Саади, который считался независимой от внешних сил фигурой.
С учетом того, что к Ираку проявляют интерес разные региональные игроки, в том числе и враждебная Ирану Саудовская Аравия, логично допустить, что протестные акции могут стать предметом борьбы внешних сил. Однако в экспертной среде смотрят на ситуацию по-иному.
«Иран, Саудовская Аравия и США – это тройка государств, которые обладают наибольшими возможностями для того, чтобы повлиять на обстановку в Ираке, – заявил «НГ» старший преподаватель департамента политической науки НИУ «Высшая школа экономики» Григорий Лукьянов. – Тем не менее в условиях той турбулентности, в которую вошел регион в 2019 году, все эти страны в наименьшей степени заинтересованы в том, чтобы политические протесты, которые охватили Ирак, переросли в нечто более серьезное. На фоне сложной ситуации в Персидском заливе, на фоне атак, которым подверглась Saudi Aramco, на фоне угроз для перемещения грузов, в том числе нефтяных, по Персидскому заливу сложно говорить, что Саудовская Аравия готова вступать в еще одну игру, кроме тех, которые уже ведутся».
Эксперт напоминает, что проблем вокруг йеменского конфликта саудовскому правящему дому пока достаточно. «Иран, который вынужден вкладывать колоссальные ресурсы в Сирию, тратить силы на реагирование в Персидском заливе, тоже в наименьшей степени заинтересован в том, чтобы увеличивать расходы на ситуацию в Ираке, – отмечает Лукьянов. – В данной ситуации обе стороны – и Иран, и Саудовская Аравия – будут стараться до последнего минимизировать свое участие в процессах, происходящих на территории Ирака. Во многом это продиктовано не только желанием сохранить средства, но и опасением, что любая огласка, связанная с поддержкой тех или иных сил, может болезненно сказаться на репутации и стать угрозой отношениям с Багдадом в долгосрочной перспективе».
По словам аналитика, пока все соседи Ирака заинтересованы в том, чтобы с ситуацией справилось само иракское правительство и те силы, которые существуют в легальном политическом пространстве. «С другой стороны, деструктивные политические элементы, в частности «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ. – «НГ»), чье подполье достаточно сильно в Ираке, будут стараться максимально использовать ситуацию для того, чтобы спровоцировать акции насилия, – полагает Лукьянов. – Волна убийств, которая накануне прокатилась по Ираку, говорит о стремлении отдельных политических акторов дестабилизировать ситуацию в стране. Однако я категорически против идеи, что за этими акциями саботажа и провокациями стоит какое-либо государство». Это, как говорит эксперт, может быть либо ИГ, либо отдельные группы, некогда действовавшие в составе шиитских ополчений.
комментарии(0)