Британцы уже сделали свой выбор, проголосовав в пользу выхода из ЕС. Фото Reuters
На фоне поражений премьера и лидера консерваторов Бориса Джонсона в парламенте, зампред оппозиционной Лейбористской партии Том Уотсон призвал однопартийцев поддержать идею повторного референдума о членстве Соединенного Королевства в ЕС. В отличие от лидера лейбористов Джереми Корбина Уотсон считает, что плебисцит должен пройти раньше, чем возможные выборы.
Основанием для нового референдума Уотсон полагает то, что с 2016-го «обстоятельства настолько изменились», что решение о выходе из ЕС надо пересмотреть. «Хотя это было сложно, я, как и многие, долго уважали результат референдума 2016 года», – обратился он к соратникам во вторник. «Пошел четвертый год… обстоятельства с тех пор сильно изменились, появилось так много новой информации, которой у нас не было в 2016-м.
Многие люди сейчас по-другому чувствуют то, что они чувствовали тогда. Нужно признать, что плебисцит трехлетней давности больше не является надежной основой для принятия столь важного решения о будущем Соединенного Королевства», – продолжил Уотсон.
Поэтому единственно правильным способом действовать в сложившихся обстоятельствах он считает «новую консультацию с людьми». По словам Уотсона, повторный референдум необходимо провести перед досрочными всеобщими выборами. «Давайте разберемся с брекзитом на референдуме, где каждый человек может высказать свое мнение, а затем соберемся вместе и будем бороться за выборы с позитивной социальной повесткой дня лейбористов на наших собственных условиях, а не на брекзите Бориса Джонсона «делай или умри», – добавил политик-лейборист.
Примечательно, что заявления Уотсона о том, что всеобщие выборы не разрешат тупиковую ситуацию с брекзитом и что повторный референдум должен предварять выборы, в корне противоречат заявлениям Корбина. Он, наоборот, считает, что сначала должны быть всеобщие выборы, а затем референдум. Корбин вместе с другими лидерами оппозиции заявил, что он поддержит досрочные выборы после того, как отсрочка брекзита после 31 октября будет согласована с ЕС, что, в свою очередь, предотвратит жесткий брекзит. Ранее Палата общин дважды отклонила предложение Джонсона о проведении досрочных выборов 15 октября.
Накануне Корбин заявил, что лейбористы проведут публичное голосование, при котором британцам будет предложено выбирать между «заслуживающим доверия вариантом уйти или остаться».
«Всеобщие выборы приближаются, но мы не позволим Джонсону диктовать условия. На этих выборах мы прислушаемся к мнению жителей страны. У нас два варианта – выход из ЕС с убедительными доводами и возможность остаться в Евросоюзе», – сказал Корбин. Однако не уточнил, какой из двух вариантов он предложил бы одобрить лейбористам.
Наблюдатели обращают внимание на то, что заявления Уотсона относительно итогов голосования в 2016-м противоречат манифесту лейбористов, в котором партия заявила, что «принимает результаты референдума» и готова вывести Великобританию из ЕС. Следовательно, высказывания заместителя Корбина могут быть плохо восприняты многими парламентариями-лейбористами, представляющими избирательные округа, население которых проголосовало за выход. При этом они будут приветствоваться многочисленными сторонниками партии, которые выступают за сохранение членства Великобритании в ЕС.
В рядах главных политических конкурентов лейбористов гневно отреагировали на выступление Уотсона. Там заявили, что проведение второго референдума задержит всеобщие выборы как минимум на год.
Председатель Консервативной партии Джеймс Клеверли уверен, что лейбористы «напуганы» выборами. «Заместитель лидера лейбористов ясно заявляет, что они хотят отменить результаты референдума, – заявил он. – Этот последний трюк будет означать очередную задержку брекзита на срок до одного года и выплату Брюсселю более 250 млн фунтов в неделю. Лейбористы боятся выборов и вносят в ситуацию только больше смятения, предлагая бессмысленную отсрочку».
«Только Борис Джонсон и консерваторы реализуют брекзит к 31 октября, без каких-либо «если» или «но». Таким образом, мы можем двигаться дальше и сосредоточиться на столь важных для людей вопросах, как вложения в систему здравоохранения, борьба с преступностью, снижение уровня жизни», – цитирует Клеверли сайт New European.
По мере того как раскручивалась спираль противостояния между исполнительной и законодательной властью, в экспертной среде все чаще говорят о серьезном конституционном кризисе в Британии.
По словам старшего научного сотрудника Центра британских исследований Института Европы РАН Киры Годованюк, действия британских политиков формально выглядят как выполнение воли народа, выраженной на референдуме три с лишним года назад, когда большинство населения, хотя и с незначительным перевесом, поддержало выход из ЕС. «Но вопрос в том, насколько на самом деле происходящее отвечает национальным интересам, – указала она. – Об этом мало кто задумывается. И, наверное, поэтому главная сложность во всей этой ситуации заключается в том, что никто из политиков не знает, как эту волю исполнить, учитывая то, что народ голосовал, руководствуясь не какими-то рациональными соображениями, а в большей степени поддаваясь эмоциям и сиюминутным ощущениям».
К слову, брекзитеров неоднократно критиковали за то, что в 2016 году в ходе агитационной кампании они часто прибегали к разного рода уловкам и продвигали тезисы, которые не всегда соответствовали действительности.
Так или иначе, призывы лейбористов провести повторный референдум выглядят как заигрывание с той частью электората, которая была категорически против выхода страны из сообщества или сейчас выступает за мягкий брекзит, считает Годованюк. «Накануне выборов, а они так или иначе состоятся, политические очки нужны всем. Мы видим, как на брекзите рушатся и делаются политические карьеры».
Эксперт обратила внимание на то, что непосредственное решение о том, проводить референдум или нет, является прерогативой Палаты общин. Поэтому лейбористам недостаточно одного только призыва и включения этого пункта в свой манифест. Но даже в случае проведения нового референдума нет никаких гарантий, что он сможет примирить нацию. «Раскол в британском обществе сейчас слишком большой. Если переиграть итоги референдума один раз, это значит, что на это можно будет всегда ссылаться как на прецедент и переигрывать снова и снова. А это уже серьезный удар по демократии и волеизъявлению граждан».
комментарии(0)