Форт де Брегансон с 1968 года является летней резиденцией президентов Франции. Фото сайта wikipedia.org
Владимир Путин провел в понедельник вечером рабочую встречу с французским коллегой Эмманюэлем Макроном в его летней резиденции форт Брегансон на Средиземном море. В повестке переговоров значились Украина, Иран, Сирия, Ливия, а также будущее европейской безопасности. Визит российского президента состоялся за пять дней до саммита G7 в Биаррице, хозяином которого выступит Макрон.
Форт Брегансон – одна из пяти официальных резиденций французских президентов – впервые принял лидера России. В связи с этим парижские СМИ напомнили, что за всю историю Пятой республики форт видел всего четырех высоких иностранных гостей. В 1985 году Франсуа Миттеран встречался там с канцлером ФРГ Гельмутом Колем, в 2004-м – Жак Ширак с президентом Алжира Абдельазизом Бутефликой, в 2008-м – Николя Саркози с госсекретарем США Кондолизой Райс и в прошлом году – Эмманюэль Макрон с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй.
Программа визита Путина состояла из совместной с Макроном пресс-конференции и непосредственно переговоров за закрытыми дверями, которые продолжились за рабочим ужином. По информации Figaro, лидеры обсудили примерно те же вопросы, которые фигурируют в повестке дня саммита «большой семерки», открывающегося 24 августа в Биаррице.
Предметом серьезной озабоченности Москвы и Парижа является иранская ядерная сделка. Как пояснил накануне помощник президента РФ Юрий Ушаков, их объединяет задача сохранения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и недопущение эскалации напряженности между Ираном и США в регионе Персидского залива.
В центре внимания не могла не оказаться и ситуация на востоке Украины. В Елисейском дворце выражают надежду на то, что избрание президентом Украины Владимира Зеленского позволит отрыть «новый этап и новое пространство для переговоров». Поэтому Париж предлагает созвать как можно скорее саммит «нормандской четверки». Россия поддерживает это предложение, однако, по словам Путина, «любая встреча в «нормандском формате» должна приводить к нормальным результатам».
Кстати, поскольку членство России в G8 было приостановлено в 2014 году из-за присоединения Крыма и войны в Донбассе, в Париже полагают, что диалог с Москвой необходимо продолжать «хотя бы ради разрешения вопросов, которые привели к исключению России» из привилегированного клуба промышленно развитых государств. В Елисейском дворце анонсировали, что Макрон продолжит с Путиным «откровенный, прямой и требовательный» диалог, который он начал два года назад в Версале. Потом они регулярно встречались как в двустороннем формате, так и на полях многосторонних форумов.
В то же время в Париже не ждали от встречи в форте сенсационных результатов, хотя и надеялись, что она поможет найти общий язык по целому ряду вопросов, представляющих обоюдный интерес. А тем для обсуждения у России с Францией накопилось предостаточно. Помимо Украины и Ирана это и ситуация в Сирии, грозящая эскалацией в провинции Идлиб, и урегулирование в Ливии, где обе страны контактируют не только с международно признанным Правительством национального единства, но и с главкомом Ливийской национальной армии Халифой Хафтаром, и будущее европейской безопасности после краха Договора о ликвидации ракет меньшей и средней дальности. Тем более что, как сказал на пресс-конференции Путин, Россия пока не видит никаких инициатив со стороны США по продлению договора СНВ-3, хотя предложения Москвы лежат на столе. Наконец, Путин затронул тему развития дальнейшего сотрудничества России и ЕС, в том числе с учетом нового состава европейских руководящих органов.
В связи с этим диалог Москвы с Парижем сегодня особенно важен и необходим, считает руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский. «С кем иметь дело России в Западной Европе? Великобритания и ее новый премьер-министр Борис Джонсон сосредоточены на брекзите, в Италии развивается политический кризис, канцлер ФРГ Ангела Меркель завершает карьеру, – сказал он в беседе с «НГ». – Так что заявка Макрона на то, чтобы выступать в роли представителя интересов Евросоюза перед ведущими державами, будь то Россия, США или Китай, очевидна».
По словам эксперта, Макрон не может допустить, чтобы саммит G7 в Биаррице завершился без подписания финальной декларации, как это случилось в прошлом году в Квебеке из-за несогласия президента США Дональда Трампа с позицией остальных участников. Поэтому французскому лидеру важно донести до своих коллег точку зрения России по основным вопросам международной повестки.
Когда президенты приступили к переговорам, Путин подчеркнул, что постарается быть кратким. Ведь Макрон был так любезен, что предоставил российской делегации место в тени, а сам сел на солнечной стороне.
комментарии(0)