0
3274
Газета В мире Печатная версия

23.07.2019 19:04:00

Польские политики выясняют отношения в суде

Валенса продолжает обвинять Качиньского в гибели брата-президента

Валерий Мастеров

Об авторе: Валерий Петрович Мастеров – журналист-международник.

Тэги: польша, суд, лех валенса, ярослав качиньский, авиакатастрофа, смоленск


польша, суд, лех валенса, ярослав качиньский, авиакатастрофа, смоленск Лех Валенса утверждает, что за катастрофу президентского лайнера под Смоленском несет ответственность Ярослав Качиньский. Фото РИА Новости

Апелляционный суд в Гданьске поддержал решение Окружного суда, обязывающее экс-президента Польши Леха Валенсу принести извинения председателю правящей партии «Закон и справедливость» (ЗиС) Ярославу Качиньскому за обвинения в причастности к катастрофе президентского самолета под Смоленском. Валенса намерен обжаловать очередной вердикт в Верховном суде, а если потребуется – в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

Этой судебной истории пошел третий год. Все началось 7 июня 2017 года с подачи в суд 15-страничного иска, мотивом которого стали высказывания Валенсы в адрес Качиньского в соцсетях. В них подвергались сомнению здоровье и психическая уравновешенность лидера ЗиС, а также подчеркивалась его роль в «разоблачении» сотрудничества легенды «Солидарности» со спецслужбами ПНР.

Со временем некоторые комментарии острого на язык Валенсы нивелировались, но выложенное в Facebook обвинение в ответственности за смоленскую катастрофу осталось краеугольным фактом: «Ярослав Качиньский во время полета самолета с польской делегацией в Смоленск, сознавая неподходящие погодные условия, бравируя, отдал распоряжение, приказал приземлиться, чем привел к авиационной катастрофе 10 апреля 2010 года». От Валенсы потребовали публичных извинений, специального заявления с отказом от «безответственных слов, нарушающих доброе имя и личное достоинство господина Ярослава Качиньского» и выплаты 30 тыс. злотых (8,5 тыс. долл.) на общественные нужды.

Первое заседание суда состоялось в начале декабря 2017 года. «НГ» тогда допустила, что оно может вылиться в громкий и длительный процесс. Так и оказалось. Валенса ни от чего не отрекся, словно в насмешку разместил у себя объемное содержание искового заявления, добавив еще более жесткое видение авиакатастрофы – как «безумную версию борьбы за власть».

В ноябре 2018-го Валенса и Качиньский встретились в суде, который хотел до конца выяснить отношения между бывшими президентом и премьером, надеясь на их примирение. Политики еще до начала заседания стали обмениваться колкостями и злобными репликами. Лидер ЗиС назвал высказывание Валенсы «исключительно тяжелым обвинением» и сказал, что никаких распоряжений брату он не давал, а темой последнего разговора с ним было состояние здоровья их матери. Валенса продолжал настаивать на существовании записи разговора Ярослава и Леха Качиньских, даже выдвинул версию, что она есть у американцев и «рано или поздно эта лента выплывет». Примирения не произошло.

6 декабря 2018 года суд в Гданьске обязал Валенсу принести извинения Качиньскому за обвинения в действиях, которые якобы способствовали авиакатастрофе, в которой погибли 96 человек. Валенса утверждал, что Ярослав Качиньский звонил своему брату и убедил того совершить посадку в смоленском аэропорту. Суд же, посчитав необоснованными такие утверждения из-за отсутствия записей телефонного разговора братьев, решил, что обвинения Валенсы затронули честь и достоинство лидера ЗиС. Правда, часть обвинений против Валенсы была снята, не удовлетворено было и требование денежной выплаты. Тем не менее подсудимый подал апелляцию.

Но и теперь, когда апелляционный суд подтвердил решение нижестоящей инстанции, Валенса заявил, что «не позволит закрыть себе рот», добавив еще несколько постов в соцсетях, разоблачающих уже не только обстоятельства авиакатастрофы, но и решение суда. «Печально, что суд хочет ограничить свободу высказываний на политические темы», – комментирует в Twitter решение апелляционного суда Валенса. И задает риторический вопрос: «Как могли мои высказывания обидеть Ярослава Качиньского, если он хорошо знал, что я имел в виду критику ситуации, в которой лицо без государственных функций руководит государством и президентом РП? Суд эти вопросы не принял во внимание, не оценил известные мне факты, о которых я говорил на слушаниях, поэтому вынес такой ошибочный приговор». Валенса заверяет, что у него не было намерения оскорблять Качиньского, когда он писал о последнем разговоре братьев в день катастрофы. И поясняет: «Я высказывал только свое мнение, так как знал Качиньских и кто кем руководил».

Не упустил Валенса случая раскритиковать и всю организацию трагического полета делегации высочайшего ранга: «Мы несем ответственность за принимаемые решения. При так организованном выезде, при таком состоянии аэропорта, при такой погоде никто из ответственных не мог позволить выезд делегации и стартовать самолету».

Публицист Rzeczpospolita Томаш Петрыга считает, что Валенса, упрекнувший суд в ограничении свободы высказываний на политические темы и недостаточно всесторонней оценке доказательств, заблуждается. Он проиграл потому, что против лидера ЗиС выдвинул очень серьезные обвинения, которые не смог доказать фактами перед двумя инстанциями.

«Этот приговор стоит понимать, абстрагируясь от политических разногласий и симпатий. Свобода слова заключается не в том, что можно говорить все, обвиняя вслепую, без каких-либо последствий… Есть разница между критикой и ложными обвинениями. Валенса злоупотребил свободой слова и зашел слишком далеко. Суд определил границы свободы слова и критики в споре между самыми узнаваемыми политиками в современной Польше, указав, где тонкая красная линия политической дискуссии и что политикам делать нельзя. В данном случае Ярослав Качиньский, выигрывая процесс с Лехом Валенсой, поставил границу личных нападок друг на друга в публичных дебатах». – заключает Петрыга. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Верховный суд требует оригинальных решений

Верховный суд требует оригинальных решений

Екатерина Трифонова

Расхождения в текстах протоколов становятся все более существенными

0
526
Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
1928
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
2050
В Таджикистане судят зачинщиков госпереворота

В Таджикистане судят зачинщиков госпереворота

Виктория Панфилова

Громкий судебный процесс проходит за закрытыми дверями

0
2440

Другие новости