Фото из аккаунта партии «Авами» в Facebook
Пакистанские пуштуны провели 2 июля массовую акцию протеста в Пешаваре. Ее организаторы и участники выступили с жесткой критикой правительства и военных властей страны, обвинив их в геноциде пуштунов. Через протестные акции происходит политическая мобилизация различных пуштунских групп, а их идеология приобретает черты, характерные для национально-освободительного движения.
«Прекратить геноцид пуштунов!» - под таким лозунгом 2 июля в центре Пешавара, на площади перед парламентской ассамблеей провинции Хайбер-Пахтунва, состоялась акция протеста, организованная пуштунской Национальной народной партией «Авами». Несмотря на не слишком удачно выбранный день и время проведения акции (рабочий день и 11 часов дня, когда температура воздуха превысила 44 градуса по Цельсию), в ней, по информации «НГ», приняли участие от 15 до 20 тыс. чел. Большинство протестующих составили члены и сторонники партии «Авами». Их также пришли поддержать многочисленные активисты национального движения «Пуштун Тахафуз» («Защита пуштунов», ДПТ).
Поводом к проведению акции стало убийство 29 июня в центре Пешавара неизвестными террористами руководителя городского отделения партии «Авами» 39-летнего Сартаджа Хана. Как ранее сообщала «НГ», трагическая гибель молодого партийного лидера вызвала широкую негативную реакцию среди пакистанских пуштунов, представители которых возложили вину за смерть Сартаджа Хана на военных и спецслужбы страны.
Комментируя «НГ» акцию протеста 2 июля в Пешаваре, одна из лидеров движения «Пуштун Тахафуз» Сана Иджаз сказала, что «Сартадж Хан стал мишенью властей за свои политические взгляды и свою борьбу – ту самую, в которой здесь, в Пакистане, тысячи пуштунов были уничтожены, погибли от нападений террористов, взрывов бомб, атак самоубийц, обвешанных взрывчаткой, от целенаправленных циничных расстрелов верующих в мечетях, детей в школах, обычных людей на рынках, в своих домах и даже во время похоронных процессий».
Как сообщают источники «НГ», в ходе многотысячного митинга 2 июля в центре Пешавара его участники требовали от пакистанских властей прекратить политику геноцида пуштунов, политических убийств их лидеров и выдать преступников, стрелявших в Сартаджа Хана.
«Международное сообщество должно знать, что с нами творит пакистанское государство, - заявил, выступая на митинге 2 июля, генеральный секретарь партии «Авами» в провинции Хайбер-Пахтунхва Сардар Хусейн Бабак. - Террористические организации сегодня свободно собирают деньги для своих людей и забирают наших детей для своего джихада. У террористов развязаны руки, они чувствуют себя прекрасно в Пакистане. Террористы в нашей стране сейчас объединились, у них есть свое единство, и это плохой знак для нашего региона».
По словам Сардара Хусейна Бабака, «пакистанское государство выдало лицензию на убийства пуштунов»: «Наши жизни и наше имущество не имеют никаких гарантий безопасности. Мировое сообщество должно знать, что идет геноцид пуштунов, и пусть оно увидит грязное лицо государства, которое такую политику проводит. Спецслужбы убивают только наших партийных лидеров и при этом не трогают тех, кто приносит настоящий вред – джихадистов, террористов». Сардар Хусейн Бабак потребовал от пакистанских властей провести честное расследование убийства Сартаджа Хана, а также найти и выдать преступников, совершивших это убийство. «Мы будем проводить акции протеста, будем сопротивляться до тех пор, пока эти наши требования не будут выполнены», - сказал Сардар Хусейн Бабак.
«Государство, истеблишмент - это наши убийцы, перед каждыми выборами они убивают наших лидеров», - сказал в своем выступлении на митинге 2 июля федеральный генеральный секретарь партии «Авами» Миян Ифтихар Хусейн. По его словам, «пакистанская власть дает время на телевидении талибам, которые совершают убийства наших детей-пуштунов» Миян Ифтихар Хусейн призвал пакистанское руководство найти убийц Сартаджа Хана, заявив, что «мы будем проводить демонстрации, оказывать сопротивление, до тех пор, пока преступники не будут найдены».
«Пуштунов убивают от Пешавара до Кабула, - сказал, обращаясь к участникам пешаварского митинга, президент партии «Авами» в провинции Хайбер-Пахтунва Аймал Вали Хан. - Нас убивают, и мы будем продолжать акции протеста, пока не будут найдены убийцы Сартаджа Хана». Аймал Вали Хан заявил о намерении подготовить специальные обращения к губернатору провинции, президенту и премьер-министру страны с уведомлением о том, что именно на них будет лежать ответственность за гибель лидера пешаварского отделения партии «Авами», если его убийцы останутся безнаказанными. «Преступники должны быть найдены и выданы до 10 июля, - подчеркнул Аймал Вали Хан. - Если этого не произойдет, то 10 июля мы на этом же месте соберемся на новый митинг протеста и затем продолжим наши акции. Мы будем сражаться».
По словам Аймала Вали Хана, партия «Авами» придерживается философии и идеологии ненасилия и поэтому проводит мирные акции протеста: «Но цель этих акций не только озвучивание наших требований к властям Пакистана. Мы предупреждаем их, что с помощью митингов и демонстраций протеста подлинное лицо этих властей будет показано всему миру».
Впрочем, даже самые терпеливые пуштунские политики после недавних убийств их лидеров (помимо Сартаджа Хана, покушения были совершены еще на нескольких политических деятелей и журналистов), начинают использовать все более жесткую риторику в своих выступлениях. «Как мы можем просить у власти выдать нам убийц, когда пакистанское государство, его власти, и есть убийцы пуштунов, - сказал в своем выступлении на митинге 2 июля известный пуштунский политик, один из лидеров партии «Авами», бывший сенатор и глава министерства железнодорожных сообщений 80-летний Гулам Ахмад Билаур. – Мы, конечно, придерживаемся и распространяем идеологию и философию политического ненасилия, но и у нас терпение уже закончилось. И если нас убивают, то мы тоже можем начать отвечать тем же».
По словам директора пешаварского образовательного центра «Бача Хан Марказа» Иджаза Юсефзая, 2 июля прошла полномасштабная политическая акция не только в знак протеста против убийства Сартаджа Хана, но и в знак поддержки культуры, языка, традиций пуштунов: «Пакистанская власть использует в качестве политических инструментов против пуштунов не только терроризм, но и масс-медиа. В каждом телесериале, в различных материалах на телевидении и радио происходит постоянное унижение пуштунов, дискредитируются их лидеры. При этом против пуштунов ведется война и в экономическом смысле, на крови и слезах пуштунских семей пытаются зарабатывать деньги. Сначала пакистанские власти зарабатывали деньги на советско-афганской войне, потом на белых и черных талибах и т.д. Площадка афганского и кашмирского конфликтов, где сегодня идет убийство пуштунов, используется пакистанскими властями в своих интересах. Именно они позволяют вербовать пуштунскую молодежь в ряды боевиков, отправлять ее в учебные лагеря террористов, дают развиваться наркоторговле, наркробизнесу, они делаю так, чтобы мы стали нищими».
Иджаз Юсефзай отметил, что в Пакистане на протяжении многих лет уничтожаются язык, культура и сама структура пуштунского народа: «Это настоящий геноцид пуштунов, во всех смыслах – от физического истребления через инфраструктуру террористов, джихадистов, политические убийства наших лидеров, до уничтожения пуштунского культурного кода».
По словам Саны Иджаз, к настоящему времени из-за действий пакистанских силовиков насильственной смертью погибли свыше 1600 старейшин и вождей пуштунских племен: «На них была объявлена настоящая охота. Эта кровавая охота длится с 1947 года, но лишь за предыдущие 40 лет потери нашего народа исчисляются в миллионах человек – кто-то погиб во имя джихада («джихад Печали»), кто-то в так называемой войне с терроризмом. Уже после 11 сентября (атаки «башен-близнецов» в Нью-Йорке в 2001 году – «НГ») почти 80 тыс. пуштунов погибли в ходе военных действий и террора. И мы не можем отмахнуться от этого, сказать, что все эти люди погибли лишь за то, что были приверженцами какой-либо идеологии. Да поймите вы, не было у них никакой идеологии! Их просто убили, всех этих пуштунов без разбора, не потрудившись узнать, а была ли у каждого убитого какая-то идеология или какие-то политические взгляды вообще. Мы называем это геноцидом – геноцидом нас, пуштунов!».
Сана Иджаз подчеркнула, что слово «геноцид» в отношении пуштунов является не оборотом речи, а юридической категорией: «За доказательствами не надо далеко ходить. Согласно статье II Международной конвенции о геноциде, таковым признается уничтожение, убийство, а также причинение тяжкого физического или психического вреда членам определенного сообщества или сознательное создание для этого сообщества условий существования, влекущих его полное или максимально допустимое физическое уничтожение - целой нации, этноса, расы или религиозной группы. Именно это происходит с пуштунами в Пакистане, и убийство Сартаджа - также часть этого геноцида».
По сломам Саны Иджаз, пуштунская Национальная народная партия «Авами» только за последние 16 лет потеряла 1600 членов, в том числе многих своих лидеров: «Пакистанская администрация, естественно, не напрямую, использовала своих прислужников, чтобы противостоять демократическим и националистическим выступлениям пуштунов в стране. Творимое властью беззаконие вылилось в уничтожение тысяч и тысяч пуштунов. Еще тысячи числятся в списках насильственно похищенных и бесследно исчезнувших. Это беззаконие разрушило инфраструктуру огромных территорий, засеянных минами вдоль и поперек. Власти продолжают целенаправленно уничтожать пуштунов, как простых людей, так и лидеров, и просто образованных людей, используя также, пусть не в первую, но и не в последнюю очередь, изощренную расистскую пропаганду в СМИ и через школьные учебные программы».
Акция 2 июля, ее лозунги, состав участников и масштаб, дают основания говорить о приобретении пуштунским протестным движением признаков национально-освободительного движения. Сегодня происходит интенсивное формирование новой идеологии такого движения, оно имеет отчетливые национальные черты и ориентируется на отстаивание принципов социальной справедливости. Причем, стремительно увеличивается количество его участников, растет внутренняя дисциплина и уровень самоорганизации. Бросается также в глаза готовность активистов к массовому самопожертвованию. Пока лидеры этого движения строго придерживаются принципов политического ненасилия, но уже очевидно, что незыблемость этих принципов начинает подвергаться сомнению. Прежде всего, из-за демонстративной тактики подавления, угроз и террора, которой продолжают придерживаться пакистанские военные. Если эта тактика останется неизменной, если пакистанские власти не начнут поиск мирного диалога с активом протестных групп, то, вполне вероятно, лидеры формирующегося сегодня национально-освободительного движения пуштунов будут вынуждены под давлением своих сторонников пересмотреть безусловную ориентацию на ценности политического ненасилия.
Очередная акция протеста пакистанских пуштунов в Пешаваре состоится 10 июля.
комментарии(0)