На заседании Петерсбергского диалога Ангела Меркель обратила внимание на усиление климатического фактора в политике. Фото Reuters
Аналитическое издание немецкой экономической группы Handelsblatt, выходящее под названием Morning Briefing, задалось вопросом, почему ведущие партии Германии покидают молодежь и городское население. Речь идет о последних выборах в Европарламент и последовавших за тем опросах, которые обозначили падение популярности как христианских партий, так и социал-демократов, которые многие десятилетия определяли политическую повестку дня страны. Альтернативу этим партиям сейчас составляют зеленые, которые смогли оседлать волну популярности такой темы, как охрана окружающей среды. Издание полагает, что партиям стоит в этой связи плотнее заняться решением проблем климата.
В Morning Briefing утверждается, что в политических и правительственных кругах в принципе нет дефицита знаний по климатической теме. Об этом свидетельствуют договоренности, достигнутые сначала на переговорах в Рио-де-Жанейро, затем в Киото и, наконец, на Мировом саммите по климату в Париже. Борьба с потеплением, утверждает издание, становится таким образом государственной целью. С технологической точки зрения прорыв в производстве электроэнергии с помощью солнца или электрификации транспорта уже реализован. Но, делает вывод издание, «горькая реальность» состоит в том, что правительственная политика в данном вопросе не дает требуемого эффекта.
Отмечается, что правительство Германии намерено резко сократить выбросы двуокиси углерода. Но одновременно оно не намерено ограничивать деятельность автостроительных компаний, угледобывающей промышленности, транспортных фирм и прекратить строительство автобанов. В итоге в период между 2010 и 2018 годами практически не наблюдалось сокращения выбросов СО2 на территории страны. Более того, несмотря на субсидии при покупке электромобилей, чтобы сделать их более популярными, правительство поддерживает традиционную автопромышленность благодаря премиям за утилизацию старых машин и не снижает налоговые льготы на покупку автомобилей с дизельными двигателями. В итоге если в Норвегии доля электромобилей приближается к 40%, то в Германии составляет всего 1%.
То же самое происходит в транспортном секторе. Объемы перевозок на грузовиках постоянно растут, и железные дороги за ними не поспевают.
После катастрофы в Фукусиме в 2011 году канцлер Ангела Меркель приняла решение о постепенном прекращении производства электроэнергии на атомных электростанциях. Как отмечает издание, по меньшей мере для климата благоприятный способ производства электроэнергии стал сокращаться и вскоре будет прекращен, но взамен переживают возрождение теплоэлектростанции, работающие на угле, мазуте и газе. Правда, предполагается к 2038 году выйти из угольной генерации, хотя значительное сопротивление этим намерениям оказывают профсоюзы и руководство земли Северный Рейн – Вестфалия, где расположены центры угольной промышленности страны.
И это не досужие измышления гринписовских активистов. В «НГ» пришло письмо от руководства одного из крупнейших предпринимательских союзов Германии – Объединения работодателей. В нем утверждается, что провозглашенный правительством так называемый энергоповорот, или замена традиционных источников энергии возобновляемыми, потерпел крах, но, мол, никто не наберется мужества в этом признаться. В этой связи предлагается обратить внимание на альтернативную модель, которая получила название «экологический реализм». Она была разработана одним из руководителей объединения Бьёрном Петерсом. Смысл этого направления заключается в том, чтобы, с одной стороны, сохранить многообразие представленного на планете биологического разнообразия, а с другой – позволить человечеству развивать цивилизацию и технику. Эти тезисы объединены в два основных параметра: концентрация, или предоставление природе возможно большего простора для развития, и утилизационная экономика, или экономика вторичного использования.
Конечно, провал действующей концепции энергоповорота вызывает к жизни множество теорий – от навязывания жесткой зеленой экономики, ведущей человечество назад, в каменный век, до различных вариантов энергосбережения и использования вторичного сырья, которые и легли в основу экологического реализма.
Можно утверждать, что процесс реализации энергоповорота в части развития возобновляемых источников энергии в Германии наталкивается на отсутствие необходимой для этого инфраструктуры и чрезмерное государственное вмешательство за счет субсидирования этих процессов. Так, проблема развития возобновляемой энергетики связана с тем, что хотя в 2018 году 17,5% от всего объема электроэнергии было произведено в Германии на ветровых электростанциях, ее было некуда передавать. Дело в том, что она производится в основном на севере страны, а для поставки на промышленный юг отсутствуют линии электропередач. При этом производители ветровой и солнечной электроэнергии, несмотря на то что потребителю она не была доставлена, а складировать ее пока не научились, получили от государства только в 2017 году более 17 млрд евро в виде дотаций. Оплачивать их приходится потребителю за счет высоких тарифов.
На последнем заседании Петерсбергского диалога по климату, состоявшемся в Берлине в мае, Меркель призвала к достижению до 2050 года «нейтрального уровня выбросов парниковых газов». Путей реализации этой задачи она не назвала, но, судя по всему, для канцлера это прежде всего европейская идея, выдвинутая, в частности, французским президентом Эмманюэлем Макроном и поддержанная рядом других европейских стран. До сих пор, отмечает немецкий журнал Spiegel, Меркель отклоняла участие Германии в ее реализации.
В качестве промежуточной цели канцлер назвала достижение показателей 2030 года – уменьшение выбросов на 55% от уровня 1990 года. Что же касается цели 2020 года, то Меркель с сожалением призналась: выполнить ее Германии не удалось.
комментарии(0)