С прошлого года в ШОС входят восемь государств. Фото с сайта www.azattyk.org
В Бишкеке открылся саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). О значении этого события говорит то, что в нем участвуют президент РФ Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин, премьер-министр Индии Нарендра Моди. Форум обсудит экономическое развитие региона, положение вокруг Афганистана и Ирана, взаимодействие в борьбе с терроризмом. После вступления Индии и Пакистана в группировку в 2018 году она охватила более половины населения мира. Однако разногласия между Дели и Исламабадом ослабляют роль ШОС на международной арене.
Не быть бы счастью, да несчастье помогло. Так, пожалуй, можно охарактеризовать первопричину создания ШОС. После распада Советского Союза оказалось, что гигантская по протяженности граница между Россией, молодыми независимыми государствами Центральной Азии и Китаем не полностью определена. Пришлось урегулировать вопрос на переговорах, несмотря на то что между СССР и КНР они велись ранее не одно десятилетие.
Когда эта работа была успешно завершена, страны – участники переговоров, как сказал телеканалу «Мир» Путин, «пришли к выводу о том, что этот формат можно не только сохранить, но и придать ему новый статус, а именно статус организации, которая занялась бы развитием отношений по самым различным направлениям и видам деятельности».
Сейчас в блок входят Россия, Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан. Еще четыре государства обладают статусом наблюдателя, а шесть – партнеров по диалогу.
Список внушительный. Причем он расширялся, невзирая на то, что США после 2014 года всячески пытались изолировать на международной арене Россию, которая наряду с Китаем определяет повестку дня в ШОС. А она сфокусирована на проблеме безопасности в первую очередь. В этой области Китай полностью солидарен с Россией. Недаром Си Цзиньпин на предыдущем саммите организации, состоявшемся в прошлом году в городе Циндао, подчеркнул, что ее членам нужно углублять взаимодействие в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, радикальными течениями.
В рамках ШОС проходят учения по подавлению террористов, в которых участвуют российские и китайские военные. Исходя из этих фактов, зарубежные комментаторы писали, что Москва и Пекин, мол, пытаются создать свой противовес или даже альтернативу НАТО. Но сделать такой шаг мешают противоречия между Москвой и Пекином в Центральной Азии, которая раньше была окраиной СССР, а теперь переходит под контроль Китая.
В беседе с «НГ» Александр Лукин, профессор ВШЭ(У) отметил: «У России и Китая в Центральной Азии нет разногласий в политической области. Цели у них там одинаковые. Они поддерживают стабильность, экономическое развитие, сохранение светских режимов. Что касается экономики, то нельзя сказать, что Китай вытесняет Россию. Китай не вытесняет Россию, он увеличивает свое присутствие в регионе, так же как во всем мире».
Россия пока остается первым торговым партнером некоторых стран, например Казахстана. Но китайская экономика более мощная, ее присутствие увеличивается. Возможна конкуренция между отдельными компаниями. Но это не влияет на политические отношения двух стран, считает Лукин.
Однако Ева Сейверт, эксперт по Восточной Азии берлинского Свободного университета, утверждает в журнале Diplomat, что ШОС еще нужно подтвердить свое право на существование. Вместо того чтобы выступать с двусмысленными заявлениями, группировке следует создать «дорожную карту» для снижения напряженности между Индией и Пакистаном.
Берлинская публицистка указала на больное место в организации. Ведь с тех пор как Индия и Пакистан стали членами ШОС, отношения между ними еще больше обострились. После теракта, совершенного в Кашмире боевиком из группировки, базирующейся в Пакистане, индийская авиация нанесла удар по ней.
В Бишкеке проходят встречи Моди с Путиным и Си Цзиньпином. Беседа Моди с премьером Пакистана Имран Ханом не предусмотрена, передает полуофициальное индийское агентство PTI. А китайские СМИ, которые всегда выступают на стороне Исламабада, близкого партнера Пекина, утверждают, что в задачу ШОС вовсе и не входит урегулирование индо-пакистанских разногласий.
В этой связи руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян пояснила «НГ», что Индия принципиально отказывается улаживать противоречия с соседями с помощью посредников. Позиция Дели состоит в том, что эти проблемы должны решаться на двусторонней основе.
комментарии(0)