Патриотически настроенные афганские силовики сегодня делают ставку на президента Ашрафа Гани. Фото из аккаунта Заки Станикзая в Twitter
Завтра в Москве состоится трехсторонняя встреча, посвященная афганскому урегулированию. В ней примут участие специальные дипломатические представители от России, США и Китая. Ожидать каких-то позитивных, прорывных итогов от этой встречи не приходится, так как она не предполагает участия представителей официального Кабула. Как показывает практика, какие-либо встречи по афганскому вопросу без участия афганского правительства не приближают мир в этой стране, а делают его еще большее призрачным.В четверг 25 апреля очередные консультации в российской столице по афганской проблеме проведут спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов, спецпредставитель Китая по Афганистану и Пакистану Дэн Сицзюнь и спецпредставитель США по вопросам афганского примирения Залмай Халилзад. Как сообщают СМИ, дипломатическое трио намеревается обсудить современную обстановку в Афганистане, процесс национального примирения и ход переговоров между США и «Талибаном» (организация запрещена в РФ) в Дохе.
В отличие от предыдущей встречи, прошедшей в том же самом составе в Вашингтоне в марте, московские консультации откроются на фоне серьезных перемен, происшедших в последние недели в Афганистане.
Во-первых, лидеры «Талибана» в апреле перечеркнули все надежды американского спецпредставителя Залмая Халилзада на прекращение огня в Афганистане: боевики объявили о начале новой «операции джихада» «Аль-Фатх» («Победа»), атаковав объекты инфраструктуры не только афганских сил безопасности (АСБ), но и армии США.
Во-вторых, созданное несколько лет назад с одобрения Вашингтона политическое представительство «Талибана» в Катаре сорвало проведение межафганской встречи, дав понять, что не намерено вступать в реальный диалог с различными общественно-политическими группами афганского общества. Такая позиция делает бессмысленным дальнейшее существование офиса талибов в Дохе, так как это не только не способствует поиску формулы национального примирения в Афганистане, но и содействует политической международной легитимности террористической, джихадистской организации.
В-третьих, афганское правительство во главе с президентом Мохаммадом Ашрафом Гани показало неожиданную для многих способность к мобилизации и эффективной борьбе с терроризмом. В середине апреля были сорваны две крупные операции талибов, пытавшихся захватить административные центры провинций Кундуз и Фарьяб. Благодаря реформе системы управления военными операциями в Афганской национальной армии (АНА), боевики начали терпеть поражения в целом ряде провинций страны, счет уничтоженных афганскими «коммандос» и ВВС полевых командиров «Талибана» идет сегодня на десятки. Конечно, экстремисты, пользуясь поддержкой пакистанских союзников, продолжают совершать нападения на блок-посты и колонны афганских силовиков, атаковать отдельные районы, однако они явно не способны сейчас захватить и удержать какой-либо крупный город в стране. «Талибан» достиг потолка своей боевой эффективности, чего не скажешь об афганских силах безопасности, которые демонстрируют все новые успехи в организации боевых операций различных степеней сложности. Несомненно, что сегодня «Талибан» утратил стратегическую инициативу в противостоянии с правительственными войсками в стране. Афганская же армия и МВД сейчас становятся реальной политической силой.
В-четвертых, перезагрузка президентом Гани своей команды, продвижение на лидирующие позиции молодых и ярких политиков, имеющих не только опыт работы в афганской разведке, но и твердые национал-патриотические (антиталибские и антипакистанские) убеждения, привели к росту популярности главы государства. С конца марта местные наблюдатели фиксируют заметный рост доверия к Ашрафу Гани в афганском обществе, что делает его абсолютным фаворитом набирающей силу кампании по выборам президента Афганистана. Проведение через несколько дней в Кабуле консультативной Лойя-джирги (всеафганского собрания народных представителей), по прогнозам экспертов, еще больше укрепит политические позиции Гани, который имеет все шансы в сентябре 2019 года сохранить за собой пост главы государства.
В-пятых, системная оппозиция внутри Афганистана сегодня раздроблена и явно не способна к заключению длительных политических союзов. В результате уровень общественной поддержки оппозиционных партий и их лидеров не позволяет им рассчитывать на успех в ходе президентских выборов. Даже некогда всесильный экс-глава Совета национальной безопасности (СНБ) Мохаммад Ханиф Атмар, считавшийся еще в феврале фаворитом предвыборной кампании, сегодня явно находится на периферии информационной и политической повестки страны. Кабульские эксперты прогнозируют через несколько месяцев начало этапа тайных сепаратных переговоров различных оппозиционных политиков с президентом Гани с целью вхождения в его команду на взаимовыгодных условиях.
С учетом всех этих факторов сохранение привычных международных форматов консультаций по афганской проблеме без участия представителей официального Кабула представляется столь же неэффективным, как и питание надежд на офис «Талибана» в Катаре как площадку по налаживанию полноценного и реального межафганского диалога.
В Кабуле все больше политических наблюдателей уверены, что неготовность международных игроков обеспечить постоянное участие представителей афганского правительства в различных форматах консультаций является серьезной ошибкой, проявлением политической инерции, которые не приближают реальный мир в стране, но, напротив, делают его еще более призрачным. «Мы уже имели возможность убедиться в середине 80-х годов, чем заканчиваются попытки договориться о мире в Афганистане за спиной правительства в Кабуле, - все чаще вспоминают сегодня афганские собеседники «НГ». – Тогда под эгидой ООН на Женевской конференции СССР, США и Пакистан решали за афганцев их судьбу. В итоге все эти дипломатические усилия рухнули, а наша страна скатилась в пучину новой многолетней и кровопролитной гражданской войны. Сегодняшние консультации по афганской проблеме без участия представителей правительства Афганистана – это все те же политические грабли, привет из 80-х годов, весьма вероятно, с тем же печальным результатом».
Очевидно, что вопрос о смене форматов международных консультаций по афганскому урегулированию сегодня становится главным в их повестке. И та страна, представители которой первыми отреагируют на эту необходимость, получат шанс на политические преференции как за переговорным столом, так и в диалоге с официальным Кабулом. Возможно, еще есть надежда, что такой страной будет Россия.
комментарии(0)