В некоторых французских супермаркетах уже используются роботы, созданные по подобию Star Wars R2D2. Фото Reuters |
«Цифровая Европа» является частью стратегии по развитию единого цифрового рынка, призванной создать 4 млн рабочих мест, принести экономике ЕС 415 млрд евро в год и одновременно повысить конкурентоспособность сообщества.
«Наличие первой общеевропейской цифровой программы является важным шагом в укреплении мирового лидерства Европы в области цифровой трансформации, – заявила комиссар по цифровой экономике и обществу в ЕС Мария Габриэль на презентации проекта. – Одна из основных опор программы – инвестирование в наших граждан для приобретения передовых цифровых навыков, в которых они нуждаются для применения новейших цифровых технологий».
По словам вице-президента Еврокомиссии по единому цифровому рынку Андруса Ансипа, цифровая трансформация распространяется на все сферы, начиная от транспорта, энергетики, сельского хозяйства и кончая здравоохранением и культурой.
В рамках программы «Цифровая Европа» будут финансироваться проекты в пяти ключевых областях: суперкомпьютеры (2,7 млрд евро), искусственный интеллект (2,5 млрд), кибербезопасность (2 млрд), передовые навыки работы с цифровыми технологиями (700 млн) и обеспечение широкого использования цифровых технологий в экономике и обществе (1,3 млрд евро). К последнему направлению относится поощрение малых и средних предприятий, а также государственных учреждений с целью повсеместного и эффективного применения цифровых технологий.
«Мы можем рассчитывать на европейское превосходство, когда дело доходит до исследований и инноваций, но нашим предприятиям, особенно малого и среднего звена, все еще трудно получить доступ к новым решениям и воспользоваться ими», – цитирует сайт Eureporter члена Европарламента от Австрии Ангелики Млинар, представляющей Альянс либералов и демократов за Европу (ALDE).
По ее словам, многие годы технический сектор Европы отставал от таких стран, как США и Китай. «Нам нужен последовательный подход в рамках всего союза и амбициозные инвестиции, чтобы обеспечить решение хронического несоответствия между растущим спросом на новейшие технологии и доступным предложением в Европе», – отмечает Млинар.
Впрочем, эксперты считают задачу, которую перед собой ставит Европа – догнать США и Китай, непростой. Как ранее писала Financial Times (FT) со ссылкой на PricewaterhouseCoopers (РwC), лишь две трети из 1155 опрошенных экспертами мировых промышленных компаний «только начали или даже еще не начинали электронную трансформацию». При этом в Старом Свете, так же как на Ближнем Востоке и в Африке, на новейшие технологии перешли всего 5% производителей. В это же время, по данным PwC, 11% американских компаний и 19% азиатских стали «электронными чемпионами».
Согласно McKinsey, в девяти европейских странах-лидерах в области цифровых технологий, включая Бельгию, Данию, Эстонию, Финляндию, Ирландию, Люксембург, Нидерланды, Норвегию и Швецию, компании оцифровали около 25% своих систем, и почти 20% предприятий используют искусственный интеллект. Внедрение цифровых технологий в этих странах способствовало росту ВВП на 0,4–0,6% в период между 1990 и 2016 годами, что составило порядка 15 млрд евро в год.
Однако Европа в целом должна двигаться быстрее, чтобы избежать отставания, уверены эксперты. В 2014 году, когда PwC проводила свое исследование, Северная Америка была лидером в цифровизации в сфере потребительских товаров, Германия – в промышленных решениях. Азиатско-тихоокеанские компании в то время начинали с нуля, однако были полны решимости обогнать эти страны. По словам одного из авторов исследования PwC Эвелин Херберг, к 2018 году Азия стала цифровым чемпионом. «В то время как Европа пользовалась услугами Amazon, Китай создал Alibaba», – сказала Херберг FT.
Азиатско-тихоокеанские компании создавали предприятия в соответствии с новейшими стандартами, в то время как в Европе, по словам экспертов, в компаниях опасаются, что внедряемые роботы отберут рабочие места. Европе следует быть более гибкой, считает Херберг. По ее словам, Старому Свету еще не поздно стать лидером.
«В Европе сильны традиционные промышленные сектора, которые не были рождены цифровыми. Но, используя возможность цифровизации этих секторов, мы можем получить большие экономические, социальные и стратегические преимущества для Европы», – приводит FT слова генерального директора Business Europe Маркуса Бейрера. В чем он уверен, так это в том, что четвертая промышленная революция никого ждать не будет. По мере того как американцы и азиаты устремляются вперед, «европейцам необходимо создать собственную идентичность», убежден он.
комментарии(0)