Джоко Видодо обратился к своим избирателям при помощи голографической проекции. Фото Reuters
За высший государственный пост в Индонезии, третьей по численности избирателей страны в мире, как и пять лет назад, борются нынешний президент Джоко Видодо и отставной генерал Прабово Субианто. Полемика между претендентами велась в основном вокруг экономических проблем. Оппонент обвинял президента в том, что он усилил зависимость страны от иностранного, особенно китайского, капитала в ущерб благосостоянию людей. Это находило отклик у консервативно настроенных мусульман. В ответ Видодо выбрал кандидатом в вице-президенты бывшего священнослужителя. На Западе опасаются, что роль политического ислама в Индонезии возрастет.
Выборы в островной стране, в которых могут принять участие около 190 млн человек, каждый раз становятся для властей грандиозным испытанием, связанным с необходимостью обеспечить доступ избирателей на участки и подсчитать правильно голоса. Ожидается, что, по предварительным данным, имя победителя станет известно вечером в среду. А официальные результаты будут оглашены в мае.
Когда Видодо избирался пять лет назад, он обещал покончить с засильем военных и политических элит, которые держались за власть с тех пор, как пало многолетнее авторитарное правление генерала Мухаммеда Сухарто. В пользу Видодо сыграло то, что он вырос в трущобах и поначалу зарабатывал на жизнь, продавая мебель. Он начал политическую карьеру на посту мэра небольшого города, а потом губернатора Джакарты. Его отличало умение легко общаться с простыми людьми, он обещал привести к правлению не замешанных в коррупции людей. Все это снискало Видодо популярность. Его стали называть индонезийским Бараком Обамой.
Видодо считают приверженцем умеренного ислама. Тем не менее ему пришлось защищать свою репутацию от политических оппонентов, говоривших, что президент – коммунист, должен деньги Китаю, настроен против ислама. Чтобы показать, как далеки эти выдумки от действительности, он совершил в минувшее воскресенье паломничество в святыню ислама Мекку.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Другов сказал: «На выборах противостоят два человека, которые принадлежат к разным эпохам истории Индонезии. Джоко Видодо можно назвать, применяя английское выражение, «человеком, который сам себя сделал». А генерал Субианто – представитель поколения той элиты, которая выросла в период военно-авторитарного режима с 1966 по 1988 год. Он был зятем президента Сухарто, женившись на его дочери. Но они развелись после того, как Сухарто был вынужден уйти от власти».
По словам эксперта, в программах претендентов не просто найти различия. Они носят в основном тактический характер. Субианто обвинял Видодо в том, что он слишком много денег потратил на развитие инфраструктуры, тогда как надо заниматься подъемом благосостояния. Но ведь инфраструктура нужна для того, чтобы Индонезия развивалась равномерно: 17 тыс. островов надо связывать между собой. Кроме того, Субианто обвиняет президента в том, что он слишком мало тратит на оборону. Но наблюдателей тревожит, что генерал очень тесно связал свою судьбу с радикальными исламистами. Они составляют сейчас его наиболее активную гвардию в борьбе за президентский титул. К началу голосования, по опросам, перевес в пользу Видодо составлял 12–14%. Притом что значительная часть индонезийцев не определилась.
Что касается полемики вокруг привлечения иностранного капитала, то сторонники Видодо напоминают, что закон на этот счет был принят, когда президентом был тесть генерала. «Не думаю, что если Субианто придет к власти, то сделает из Индонезии теократическое исламистское государство. Это было бы чревато распадом страны. Но беспокоит то, что исламизм – это тот конь, на которого легко сесть, но слезть с него далеко не просто. Люди, которые могли бы привести его к власти, не позволят ему проводить свою линию, – сказал Другов. – Правда, многое будет зависеть от того, какие партии окажутся в парламенте».
Телеканал CNBC подчеркивает, что в предвыборный период активно обсуждался вопрос о влиянии Китая на политику и бизнес. Президента Видодо критиковали за то, что он допустил чрезмерную зависимость от КНР, а также за то, что в китайских проектах не нанимают индонезийскую рабочую силу.
«Субианто – это ультранационалист, который постоянно обвинял другие страны в бедах Индонезии. Его сторонники раздували антикитайские настроения», – говорит Питер Мамфорд, глава отдела Южной и Юго-Восточной Азии компании Eurasia Group. По его мнению, отношения между Китаем и Индонезией ухудшатся, если президентом станет Субианто.
комментарии(0)