Танки ЛНА застряли в окрестностях Триполи. Фото Reuters
Судя по отрывочным и противоречивым сообщениям из района боевых действий вокруг Триполи, части Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара так и не смогли, используя фактор внезапности, за две недели выйти к центру столицы. В свою очередь, обороняющие Триполи отряды оказались не способны отбросить части ЛНА дальше от столицы. Стороны все больше увязают в «позиционной войне». Тем временем на дипломатическом фронте разгораются настоящие сражения между спонсорами и союзниками основных противоборствующих ливийских группировок.
В Каире побывал главком ЛНА маршал Хафтар. В ходе блиц-визита он встречался с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси и шефом управления общей разведки Аббасом Кямилем.
Страна пирамид – не только самый близкий в прямом и переносном смыслах союзник обосновавшегося в Киренаике триумвирата в составе Халифы Хафтара, спикера парламента Агилы Салеха и главы временного правительства Абдуррахмана ат-Тани. С точки зрения общих интересов, связанных с антитеррористической борьбой, Ливия и Египет – сообщающиеся сосуды. От успехов Хафтара в борьбе против исламистов, главным образом связанных с «Братьями-мусульманами», а также «Аль-Каидой» и в меньшей степени с «Исламским государством» (все организации запрещены в РФ) и засевших во властных структурах Правительства национального единства Фаиза Сараджа, зависит безопасность АРЕ.
Каир ведет не менее ожесточенную борьбу с исламистским террором на всей территории Египта, в том числе на Синае. В Каире наверняка обсуждались вопросы, связанные с наступлением Хафтара на Триполи и возможностями египтян оказать помощь ЛНА. Ас-Сиси поддержал антитеррористическую операцию Хафтара, заявив: «Мы должны избавиться от так называемых ополченцев и террористических группировок». Более однозначно глава Египта выразиться не мог, иначе он рисковал переступить красную черту и бросить вызов большинству стран ЕС и США. Все они поддерживают Сараджа и не позволят в открытую оказывать помощь Хафтару. Не для этого Запад убрал Муаммара Каддафи, чтобы потом уступить власть в Ливии его клону, которым считается Хафтар.
В связи с этим открыто участвовать в боевых действиях на стороне Хафтара египтяне не могут. В более спокойной обстановке Каир позволял своей авиации бомбить базы террористов на ливийской территории, например в Дерне, Бенгази, Джуфре. Но такие случаи не были связаны с нанесением ущерба силам Сараджа. Сегодня Каир в лучшем случае может рискнуть, не афишируя направить своих военных советников, задействовать разведывательно-диверсионные подразделения, наконец, втихую поставить оружие.
Под шум канонады в окрестностях Триполи наметились и другие линии напряженности. Первая проходит между группой арабских спонсоров Хафтара в составе Египта, Саудовской Аравии и ОАЭ, с одной стороны, и западными державами, за исключением Франции. По слухам, именно Эр-Рияд «соблазнил» главкома ЛНА крупной суммой денег, часть которых предназначалась на подкуп милицейских группировок Триполитании, лишь бы они отвернулись от Сараджа. Вторая линия противоречий – между теми же арабскими странами и дуэтом Катара с Турцией. Они помогают ливийским «братьям-мусульманам», что вызывает ярость в Каире, Эр-Рияде и Абу-Даби.
Все отчетливее проявляют недовольство друг другом Париж и Рим. Французы владеют нефтяными активами в Киренаике, что во многом объясняет их симпатии к Хафтару. Итальянцы неровно дышат к Сараджу. Но, по сообщению Reuters, Париж и Рим недавно солидарно заблокировали призыв Евросоюза остановить наступление Хафтара в Ливии.
США продолжают критиковать РФ. Исполняющий обязанности замгоссекретаря США по Ближнему Востоку Дэвид Саттерфилд заявил, что Москва должна прекратить вмешиваться в дела Ливии, считая такое вмешательство «оппортунизмом». А до этого и американцы, и британцы много раз обвиняли РФ якобы в тайной поддержке Хафтара, в отправке в Ливию наемников из ЧВК Вагнера, нелегальных поставках оружия и боеприпасов. Представители Москвы и ЛНА это опровергают.
комментарии(0)