Падение явки в Израиле зафиксировано главным образом на «арабских» участках. Фото Reuters
Ставка на популистскую риторику помогла премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху удержать лидерство на парламентских выборах. По итогам состоявшегося во вторник голосования возглавляемая им партия «Ликуд» («Консолидация») получила 35 мест в Кнессете. Впрочем, с таким же результатом финишировала центристская «Кахоль-лаван» («Синие-белые») – главный противник входящего в правый блок «Ликуда». Есть шанс сформировать коалиционное правительство только у партии Нетаньяху. Однако в том, что у лидера «Ликуда» складывается все гладко, есть большие сомнения.
Подсчет бюллетеней в Израиле закончится только 11 апреля, однако уже на следующий день после голосования было понятно, что правые и ультраортодоксальные партии, которые получили в общей сложности 30 кресел в Кнессете, поддержат Нетаньяху и его соратников. Когда представители «Яхадут ха-Тора» («Объединенный иудаизм Торы»), ШАС, «Исраэль бейтену» («Наш дом – Израиль»), «Ихуд мифлагот ха-ямин» («Союз правых партий»), а также «Кулану» («Все мы») вступят в коалиционный альянс с «Ликудом», у правых появится возможность преодолеть барьер в 61 мандат для формирования правительства. В том, что президент еврейского государства Реувен Ривлин изберет на роль человека, который должен создать новый кабинет, именно Нетаньяху, мало кто сомневается, хотя следует признать: закон «О Кнессете» дает шанс главе государства поручить это дело и другому политику.
Уже в ночь после голосования, выступая в Тель-Авиве перед своими сторонниками, Нетаньяху заявил, что правый блок будет руководить страной еще четыре года. «Я очень взволнован, так как народ Израиля в пятый раз оказал мне доверие, и на этот раз – еще больше доверия», – добавил премьер. Имелось в виду, что для его соратников это лучший результат с 2003 года. Тогда, еще во времена Ариэля Шарона, ликудовцы получили 38 кресел в законодательном органе. Абсолютной победы на парламентских выборах уже долгое время не добивалась ни одна израильская партия. Ситуация с Нетаньяху может быть беспрецедентной еще и в том случае, если он сохранит пост премьер-министра. Столь долгое время главой правительства оставался лишь Давид Бен-Гурион. Напомним, что Нетаньяху первый раз возглавлял кабмин с 1996 по 1999 год, а затем с 2009 года он три раза становился премьером Израиля.
Возможно, снискать доверие у части электората Нетаньяху помогла тема национальной безопасности. Визиты премьера в США и Россию широко трактовались как элементы предвыборной кампании, призванные укрепить за ним образ «мистера Безопасность». Мировые лидеры, впрочем, не отказывались от авансов Нетаньяху и его соратникам. Признание американцами Голанских высот частью Израиля и возвращение российскими властями останков погибшего в Первую ливанскую войну сержанта Армии обороны стали щедрым вкладом в укрепление позиций израильского премьера. Однако игнорировать то, что более 1 млн израильтян решили проголосовать за главных соперников «Ликуда» – «Кахоль-лаван», Нетаньяху нельзя. Как полагают израильские обозреватели, такой результат, который является рекордом для абсолютно новой партии, отправляет сигнал лидеру «Ликуда»: запас доверия у избирателей иссякает.
Другим серьезным показателем стало снижение явки. По данным Центральной избирательной комиссии, этот показатель составил 67,9% (в 2015 году цифра достигала 72,3%). Падение произошло преимущественно за счет арабского населения Израиля, очевидно, разочарованного популистскими обещаниями Нетаньяху. Премьер, например, грозился в случае переизбрания распространить израильский суверенитет на еврейские поселения, которые находятся на Западном берегу реки Иордан. Теперь, вероятно, палестинская сторона с тревогой ожидает, чем завершатся израильские выборы.
Кому не нужно испытывать тревогу, так это старым партнерам Израиля, среди которых – Россия. Юлий Эдельштейн, занимающий первое место в партийном списке «Ликуда», накануне выборов говорил, что в случае триумфа его однопартийцев отношения РФ и Израиля, которые сейчас находятся на «небывалом уровне», только «продолжат развиваться».
После того как Ривлин назначит претендента на пост главы правительства, потенциальному премьеру будут дано 42 дня на формирование кабинета министров. Если ему не удастся выполнить это в указанный срок, президент Израиля передаст эту возможность другому депутату. Впрочем, в Израиле замечают: когда Нетаньяху предоставят такое право, формирование нового правительства будет для него не самой главной проблемой. Лидер «Ликуда» по-прежнему находится под подозрением в махинациях и коррупции. А эта интрига гораздо серьезнее выборов.
комментарии(0)