Фото pixabay.com
В Брюсселе во вторник открывается саммит ЕС–Китай. Накануне премьер-министр КНР Ли Кэцян в статье для немецкой газеты Handelsblatt отверг обвинение в том, что Пекин пытается расколоть сообщество с помощью крупных инвестиций в Восточной Европе. Как и Россия, Китай утверждает, что поддерживает «объединенную, процветающую Европу». Но Париж и Берлин опасаются, что китайцы, используя инициативу Шелкового пути и нужду бедных стран ЕС в деньгах, ослабляют меры Брюсселя, направленные на усиление безопасности, против вмешательства КНР.
Китай желает сотрудничать с Евросоюзом по многим вопросам, начиная от торговли и до изменения климата, пишет Ли Кэцян в газете. Китай готов вместе с Европой поддержать Парижское соглашение по климату, борьбу с терроризмом, сохранение международной ядерной сделки с Ираном. Он хочет провести с партнерами обмен мнениями по реформе ВТО.
ЕС, как отмечает Reuters, – самый крупный торговый партнер Китая. Но он все чаще поглощает предприятия в критически важных отраслях Европы. Предстоящие переговоры осложняет и то, что Китай не сдержал своих обещаний в приверженности свободной торговле. В частности, он не желает взять на себя обязательств по выполнению такого ключевого требования европейцев, как прекращение или снижение уровня субсидирования китайских промышленных предприятий. В связи с этим Европейская комиссия в марте опубликовала план из 10 пунктов по отношениям с Пекином. В нем Китай назван «систематическим конкурентом». Президент Франции Эмманюэль Макрон назвал этот шаг запоздалым пробуждением.
По оценке AFP, рынок ЕС оценивается в 15 трлн евро. Это, казалось бы, придает ему большой экономический вес. Но он не справляется с задачей сохранения единства 28 членов. Это позволяет Китаю договариваться не с организацией в целом, а с каждой из 28 стран в отдельности. «Когда нужно сочетать экономическую политику с международной политикой и интересами безопасности, у ЕС нет воли и способности действовать стратегически. Помимо Франции и Британии, которая уходит, у правительств других стран нет геополитического мышления», – говорит Филип Легрэн, приглашенный старший научный сотрудник Лондонской школы экономики.
Самым очевидным примером стало то, что к инициативе «Один пояс – один путь» первой из стран ЕС присоединилась Италия. В столицах старой Европы снова заговорили о том, что эта инициатива ведет страны – получатели займов в долговую яму. При этом ключевые инфраструктурные объекты попадают в руки стратегическому конкуренту.
Сесилия Мальстрем, комиссар ЕС по торговле, в интервью Financial Times тоже заявила, что совершенно не удовлетворена состоянием отношений с Китаем. Европейские предприниматели, по ее словам, лишены тех возможностей поглощений и слияний, которыми пользуются китайские компании в Европе.
О разброде в стане ведущих западных держав по отношению к проекту «Нового шелкового пути» говорят и итоги встречи министров иностранных дел группы G7 во Франции. После того как к нему присоединилась Италия, «семерка» не решилась критиковать инициативу, сообщает газета South China Morning Post. В заключительном коммюнике содержатся лишь завуалированные намеки на то, что в Китае нарушаются права человека, совершаются кражи интеллектуальной собственности, и не более того.
В то время как западная пресса почти в пессимистическом ключе рисует перспективы саммита, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Портяков, только что вернувшийся из КНР, сказал «НГ», что в Пекине настроены на позитивный результат.
«Пик разногласий в отношениях Китая с Евросоюзом пройден. Европейцы осознали, что на конфронтационной ниве ничего хорошего не приобретешь. Поэтому саммит увенчает собой процесс взаимной притирки. В конце прошлого года Китай опубликовал свой документ об отношениях с ЕС. 12 марта Европейский союз опубликовал свой документ. Саммиту предшествовала поездка главы китайского государства в Италию, Францию и Монако. Причем в Италии подписали меморандум о сотрудничестве в формате «Одного пояса – одного пути», – отметил эксперт.
По его словам, в китайской прессе тема сотрудничества с ЕС широко комментируется. «Тон спокойный, деловой. Причем если раньше как бы обходили стороной темы инфраструктуры и приобретения участков портов в Европе, то теперь этот вопрос стал обсуждаться. Китайцы показывают, что они не захватывают что-то по-тихому. Например, китайское финансовое содействие в переоборудовании греческого порта Пирей оказалось выгодным и Китаю, и Европе, – подчеркнул Портяков. – В ЕС вызывало вопросы сотрудничество в формате 16+1 – сотрудничество Китая с 16 государствами Центральной и Восточной Европы. В Европе видели в этой формуле попытку расколоть ЕС. Сейчас об этих озабоченностях говорят не так громко. Думается, стороны проделали определенную работу по учету претензий друг к другу».
комментарии(0)