0
5306
Газета В мире Печатная версия

21.03.2019 19:23:00

Пекин по-своему обустроит Юго-Восточную Азию

Китайская железная дорога протянется от границы КНР до Таиланда

Тэги: китай, жд, лаос, оружие, экспорт, торговля


китай, жд, лаос, оружие, экспорт, торговля Строительство 414-километровой скоростной железной дороги из Китая в Лаос идет полным ходом. Фото сайта china.cn

Лаос объявил, что строительство стального пути от его столицы Вьентьяна до КНР наполовину завершено. Поезда пойдут в конце 2021 года. Впоследствии линия протянется до Сингапура, Малайзии, Таиланда. Этот проект подтверждает, что инициатива «Один пояс, один путь» работает успешно, говорят в Пекине. Но опрос, проведенный в регионе, показал, что его лидеры опасаются попасть в зависимость от Китая. Поэтому, беря у КНР деньги, они одновременно пытаются найти поддержку у США.

Сооружение дороги от Китая до Лаоса обойдется в 7 млрд долл. Сомсана Ратсафонг, директор железных дорог Лаоса, говорит, что для страны с населением 6,8 млн выгодно использовать рабочую силу и финансирование из Китая.

Правительство Китая оплатит 70% стоимости железной дороги, а Лаос – остающиеся 30% с помощью займов от китайских финансовых институтов. Китай – самый большой инвестор в Лаосе, с 1989 по 2016 год он вложил там 5,4 млрд долл.

По словам Ратсафонга, часть займов будет беспроцентной. А по другой части Лаосу придется выплачивать долг по ставке 2% в год в течение 30 лет. Как пишет газета South China Morning Post, развивающиеся страны боятся, что попадут в долговую западню, поскольку будут не в состоянии расплатиться. Примером тут служит Шри Ланка. Эта страна была вынуждена передать управление портом Китаю на 99 лет, так как не сумела оплатить положенное по займу в размере 1,5 млрд долл.

«Долговая западня возникает не из-за китайских денег, но главным образом потому, что некоторые страны не провели правильной оценки финансовых условий и требований по возврату средств по кредитам», – говорит Андреа Гиурисин, советник Всемирного банка и профессор Китайской академии железнодорожных наук. В числе «некоторых стран» профессор числит и сам Китай. Китайские государственные компании освоили самые передовые технологии в машиностроении, но у них нет опыта в управлении проектами.

«Некоторые высокоскоростные дороги в Китае убыточны, отчеты о них не прозрачны. В некоторых местах просто не нужно прокладывать самые скоростные железные дороги», – говорит эксперт.

Профессор не пожелал рассуждать о геополитическом аспекте проблемы. А он очевиден. Центр исследований Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) опросил 1 тыс. экспертов в регионе. Их спрашивали о том, что они думают о роли Китая и США. 68% выразили сомнение в надежности США как стратегического партнера и защитника региональной безопасности. В то же время лишь 8,9% считают Китай великодушной и не стремящейся к гегемонии державой. Причем более 70% респондентов указали, что Китай и США проводят курс, который делает неизбежным их противостояние.

При этом страны АСЕАН не хотят становиться на сторону ни США, ни Китая. Их граждане теряют веру в США, но в то же время испытывают глубокую тревогу по поводу экспансии Китая. Это отразилось и на их рейтинге доверия к крупным державам. Вот как он выглядит: Япония – 65,9%, ЕС – 41,3%, США – 27,3%, Индия – 21,7%, Китай – 19,6%.

Софар Иэр, декан колледжа Востока в Лос-Анжелесе, говорит: «В регионе считают, что Китай стал силой, которую не остановить. А сопротивляться бесполезно. Но большинству людей такое положение не по нутру».

США пытаются противопоставить инициативе «Один пояс, один путь» свою программу капиталовложений в Юго-Восточной Азии. Вашингтон обещает предоставить странам региона 60 млрд долл. на развитие инфраструктуры. Эти средства будут выделяться через Корпорацию частных инвестиций за рубежом.

Из приведенных выше данных опроса о доверии к крупным державам видно, что Россия в числе их даже не фигурирует. В чем дело? Ведь по крайней мере в одной области – поставке вооружений Москва играет в регионе видную роль. Телеканал Newsasia утверждает даже, что Россия просто наводнила Юго-Восточную Азию своим оружием.

В беседе с «НГ» руководитель Центра Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков сказал: «Недоброжелатели России сейчас подняли шум о том, что она повсюду раздувает конфликты, продавая оружие. Это миф. Получается: когда США продают оружие – это ради дела свободы. А когда Россия продает оружие, это не на дело свободы. На самом деле торговля оружием – это бизнес. Россия добилась успехов в регионе в области торговли оружием и в близкой ей сфере безопасности в первую очередь в связи с событиями в Сирии. Российская военная техника показала там свою эффективность».

Что касается экономики, то Россия Китаю не конкурент. Сравните: у России торговля с Вьетнамом 6 млрд долл., а у Китая – в 10 раз больше, напомнил эксперт. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Верховный суд требует оригинальных решений

Верховный суд требует оригинальных решений

Екатерина Трифонова

Расхождения в текстах протоколов становятся все более существенными

0
2435
Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
2615
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
2685
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2793

Другие новости