Пакистанскому премьеру Имрану Хану принц Мухаммед готов указать «правильный» путь во внешней политике. Фото Reuters
Турне наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Сальмана в Азию получило в прессе однозначную трактовку: королевство заподозрили в переориентации политики – с Запада на Восток. На эту мысль наводит похолодание в отношениях Эр-Рияда и его ближайшего союзника, Вашингтона. Однако в экспертной среде называют диверсификацию внешних контактов не новой тенденцией в саудовской политике. Главной же интригой турне можно считать укрепление связей с Пакистаном, который важен с точки зрения борьбы против Ирана.
Пакистан стал первым пунктом назначения наследника саудовского престола. В Исламабаде принц Мухаммед провел ряд важных встреч, в том числе с премьер-министром страны Имраном Ханом. По итогам переговоров стороны подписали меморандумы о взаимопонимании, в том числе в сфере экономических инвестиций. Их общую стоимость панарабский телеканал Al-Jazeera оценивает в 20 млрд долл. – существенная сумма для экономики Исламской Республики, которая сейчас переживает не лучшие времена, особенно на фоне заморозки экономической помощи со стороны США. Ранее Вашингтон принял решение «наказать» Исламабад за нежелание влиять на боевиков движения «Талибан» (запрещен в РФ), действующих в Афганистане. Именно с ними пакистанское военное руководство, как считается, сохраняет тесные контакты. Пакистан важен для Эр-Рияда и с точки зрения географии: страна граничит с юго-восточными провинциями Ирана.
Нередко это соседство становится опасным для Ирана. Пакистан обвиняют в потворстве ряду суннитских вооруженных формирований, действующих на иранской территории. На фоне визита принца Мухаммеда в Исламабад эти обвинения только получили новый импульс. Так, начальник Генштаба Ирана Мохаммад Хосейн Багери назвал теракт 13 февраля на дороге Хаш–Захедан в иранской провинции Систан и Белуджистан результатом политики стран Персидского залива. «Группировка, которую поддерживают деньгами и оружием Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, свила гнездо на территории Пакистана и осуществляет террористические действия против нашей страны. Они должны понимать, что в ответ Иран уничтожит их», – сказал военачальник, добавив, что «враги пытаются повергнуть Иран в шок и достичь легкой победы, но им это не удастся». Напомним, что за нападение, произошедшее неделей ранее, ответственность взяла на себя террористическая группировка «Джейш аль-Адль».
После Пакистана принц Мухаммед должен посетить Китай и Индию. Его визиты в Индонезию и Малайзию по неизвестным причинам были отменены. Впрочем, путешествие наследника саудовского престола пресса Юго-Восточной Азии трактует как попытку королевства найти себе новых «друзей» – не на Западе, а на Востоке. Основой таких доводов, как правило, служит дистанция, на которую решились власти ряда западных стран по отношению к Эр-Рияду после скандала вокруг убитого журналиста Джамаля Хашогги. В организации преступления, которое произошло на территории саудовского консульства в Стамбуле, обвинили лично принца Мухаммеда: саудовский журналист-диссидент публиковал достаточно много компромата на правящий дом. После того как некоторые улики с турецкой подачи стали достоянием общественности, Саудовскую Аравию предложили отрезать от поставок западного оружия.
В экспертной среде визиты Мухаммеда не связывают с «делом Хашогги». «Сам король некоторое время назад совершил длительное азиатское турне, которое включало в себя Индию, Пакистан, Индонезию, Китай, – напомнил «НГ» профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. – Это было задолго до «дела Хашогги». В принципе саудовская внешняя политика всегда была ориентирована также и на Восток. Не будем забывать, что Китай является сегодня крупнейшим потребителем саудовских углеводородов. Время от времени Россия увеличивает туда свои поставки и опережает Саудовскую Аравию, но бывает наоборот. Не будем забывать, что Саудовская Аравия официально присоединилась к китайскому проекту «Один пояс – один путь». Не будем забывать, что саудовские лидеры неоднократно посещали Японию, и вопрос развития отношений с этой страной стоит вполне естественно. Это относится и к Индии. Контакты с этой страной у Эр-Рияда давние. В Индии Саудовская Аравия видит свою техническую лабораторию, которая может быть ей полезна в связи с «Видением-2030».
Однако контакты с Исламабадом у Эр-Рияда развиваются содержательно по-другому. «Отношения с Пакистаном всегда были важны для Саудовской Аравии и в связи с Афганистаном, и в связи с Индией, когда отношения с ней были не очень хорошими, и в связи с так называемой исламской атомной бомбой, – заявил Косач. – Роль играет и стратегическое положение Пакистана. Сейчас речь идет о том, что Пакистан – важная для Саудовской Аравии страна в силу того, что против королевства формируются блоки – ирано-катарский и катарско-турецкий. В этой связи Пакистан смог бы играть значительную роль, став противовесом, например, Ирану. Нынешний лидер Пакистана брал некоторую паузу после своего избрания, и существовала опасность, что его отношения с Ираном и Турцией станут более прочными, чем с Саудовской Аравией. Кстати говоря, пакистанские вооруженные силы в свое время присутствовали на саудовской территории в том числе для охраны границы с Йеменом». Это турне, как заключает эксперт, идет в русле общей диверсификации саудовских внешнеполитических контактов.
комментарии(0)