Китай создает свою трехмодульную орбитальную космическую станцию. Изображение с сайта www.unoosa.org
Разведывательное управление Минобороны (РУМО) США опубликовало доклад «Вызовы безопасности в космосе», где на 45 страницах поведало об угрозах национальной безопасности Америки, исходящей из космоса. В нем говорится, что на современном этапе главные вызовы Америке ставят Россия и Китай, а также КНДР и Иран, но последние в значительно меньшей степени.
Сегодня приоритетной задачей Пекина является «превращение Китая в космическую державу во всех аспектах». Китай занимает второе место после США по количеству активно действующих спутников. Космическая программа Пекина включает гражданскую и военную составляющие. Официально Китай выступает за использование космоса в мирных целях, однако продолжает развивать космические вооружения. Пекин в последнее время активизировал реформы, направленные на оптимальную интеграцию киберпространства, космического пространства и радиоэлектронной борьбы для эффективного проведения объединенных военных операций.
В 2015 году руководство КНР разработало военную стратегию, в соответствии с которой Народно-освободительная армия Китая (НОАК) должна быть способна вести боевые действия и побеждать в неформальных войнах, то есть в вооруженных конфликтах, в которых по крайней мере одна из сторон является негосударственным образованием, подобным повстанческой армии или этнической милиции, при этом упор делается на ведение боевых действий на морских ТВД. В стратегии также поставлен акцент на обеспечение воздушной дистанционной мобильности войск и на космические и кибернетические операции.
Командование НОАК полагает, что будущая большая война будет вестись за пределами национальных границ и будет включать конфликты в морских доменах. Эти положения Китай включил в последние «указания по военной стратегии», то есть в ряд директив высокого уровня, которые Пекин использует для формулирования концепций, оценки угроз и для установления приоритетов при планировании, определения структуры ВС и их модернизации.
Термин «неформальные войны» руководство НОАК использует для описания процессов, которые будут применяться для получения, передачи, обработки информации при ведении совместных боевых операций в сухопутных, морских, воздушных и космических доменах, а также в кибернетическом и электромагнитном пространствах. В директивах НОАК указываются преимущества, которые дает руководителям войск осведомленность о ситуации на поле боя для проведения быстрых и объединенных действий при использовании своих высоких тактических возможностей.
Командование НОАК рассматривает превосходство в космосе как способность контролировать информационное пространство и не позволять противнику добывать аналогичные данные, что является основным элементом ведения современных «неформальных войн». Анализируя боевые действия США в ходе войны в Персидском заливе, руководители НОАК приняли ряд мер по модернизации систем вооружений и соответствующим образом доработали свою военную доктрину, в которой основное внимание было обращено на запрещение использования противником в ходе боевых действий информации о подразделениях ВС КНР.
Наступательные и оборонительные космические операции являются составляющей частью военных кампаний НОАК, поскольку ее лидеры отлично понимают значимость боевых действий в космосе для США и их союзников и растущую важность космоса для ведения развернутыми формированиями ВС КНР боевых действий за пределами прямой видимости. Китайские военные руководители рассматривают оборонительные космические операции как форму сдерживания ВС США и противодействия их возможным наступательным операциям в региональных военных конфликтах, в ходе которых американцы, уничтожая и захватывая китайские спутники и другие космические объекты, существенно затрудняют использование управляемого оружия. Более того, в китайских руководящих документах указано, что спутники наблюдения, связи, навигации и раннего предупреждения являются целями атак наступающей стороны для «ослепления и уничтожения противника».
Космическая программа Китая имеет довольно сложную структуру и реализуется организациями военного, политического, военно-промышленного и коммерческого секторов. Традиционно реализацией космической программы руководит НОАК. ВС Китая продолжают вкладывать средства в развитие систем и средств разведки, наблюдения, связи и навигации, а также в осуществление полетов человека и роботизированной аппаратуры. Государственные предприятия являются главными военными подрядчиками проведения работ по космической программе. Однако КНР для повышения конкуренции большой акцент делает на децентрализацию и диверсификацию космической промышленности.
Частью военных реформ, объявленных в 2015 году, стало создание в КНР Сил стратегического обеспечения (ССО), предназначенных для интеграции киберпространства, космоса и РЭБ при проведении объединенных военных операций. ССО являются ядром сил ведения информационной войны и оказывают помощь всем подразделениям НОАК. Они непосредственно подчиняются Центральному военному совету (ЦВС) КНР. По мнению американских спецслужб, ССО несут ответственность за исследования и разработки некоторых систем и средств для проведения наступательных и оборонительных операций. Главной задачей ССО является запуск и эксплуатация спутников для выполнения требований НОАК по обеспечению разведки, наблюдения, навигации и связи.
В настоящее время Государственная администрация по науке, технологиям и промышленности национальной обороны (ГАНТПНО) Государственного совета КНР является основной гражданской организацией, осуществляющей координацию и управление космической деятельностью Китая, включая распределение ассигнований для исследований и разработок в области космоса. Она также поддерживает рабочие отношения с соответствующими службами НОАК и осуществляет закупки космического оборудования военного назначения за рубежом.
ГАНТПНО разрабатывает и контролирует политику государственных структур КНР, осуществляющих космическую деятельность, а Комиссия административного контроля и надзора государственных учреждений осуществляет текущее непосредственное управление космической деятельностью КНР.
Национальная космическая администрация КНР (НКА) является публичной организацией, сообщающей о гражданских космических программах Китая. КНР активно использует эту структуру для установления сотрудничества с другими странами мира и для обеспечения лидерства в космической сфере. В апреле 2018 года по заявлению НКА Пекин подписал 21 соглашение о сотрудничестве в космической области с 37 странами и с 4 международными организациями.
В гражданском космическом секторе ряд предприятий предлагает услуги по дистанционному зондированию космических объектов, выводу на орбиты космического оборудования и связи. Многие из этих космических технологий могут быть использованы как в военных, так и в гражданских целях. Пекин проводит политику интеграции военных и гражданских организаций и технологий в интересах обеспечения высокого военного потенциала.
В отчете РУМО США указывается, что КНР продолжает наращивать свой военно-космический потенциал. Хотя в этом документе не говорится ничего нового о достижениях Китая в области космических технологий и возможностей их использования в военных целях, аналитики выражают серьезную озабоченность космическими приготовлениями ВС КНР. Китайские войска продолжают довольно активно наращивать свои профессиональные возможности и направляют значительные средства на милитаризацию коммерческих космических технологий.
Китай располагает устойчивой сетью средств для наблюдения за космическим пространством. Эти средства осуществляют поиск, отслеживание и снятие характеристик спутников на всех земных орбитах, могут осуществлять: дальнее обнаружение МБР, контроль безопасности космических полетов, определение аномальных характеристик спутников и контроль за состоянием космического мусора.
Пекин рассматривает системы и средства по ведению РЭБ в космосе как основное средство для подавления средств противника или введения его в заблуждение о своих истинных намерениях. НОАК использует постановку радиопомех и технологии подавления сигналов систем связи, РЛС и систем навигации GPS в ходе проведения военных учений. Китай продолжает разрабатывать системы – постановщики помех против защищенных военных систем спутниковой связи.
Пекин также ведет разработки лазерного оружия, развивает противоспутниковые ракеты для нанесения ударов по спутникам. Известно, что Китай уже сформировал соответствующее подразделение.
комментарии(0)