Тереза Мэй и Жан-Клод Юнкер договорились внести доработки в политическую декларацию, определяющую будущие отношения Британии и ЕС. Фото Reuters
Британский премьер-министр Тереза Мэй отправилась в Брюссель на встречу с главами Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, Европейского совета Дональдом Туском и Европарламента Антонио Таяни со специальной миссией от Палаты общин – продолжить диалог с властями ЕС. Цель визита – исключить из текста соглашения о брекзите формулировку «бэкстоп», заменив ее на «альтернативный вариант». Итоги встреч оказались вполне предсказуемыми: ЕС не пойдет на пересмотр соглашения с Лондоном. Эксперты полагают, что всю ответственность за будущее брекзита Мэй переложила на Брюссель.
«Страны ЕС не будут возобновлять переговоры по тексту соглашения о выходе, которое представляет собой тщательно сбалансированный компромисс между ЕС и Великобританией. Однако они готовы рассмотреть доработку формулировок политической декларации, чтобы достичь более амбициозных отношений в будущем», – говорится в совместном коммюнике Юнкера с Мэй по итогам их встречи. В нем также отмечается: «Несмотря на сложности, оба лидера согласились, что их команды должны вести переговоры по поводу того, возможно ли найти такой выход, который позволит заручиться максимально широкой поддержкой британского парламента и будет уважать соответствующие рекомендации, одобренные Европейским советом». Британский премьер до конца февраля вновь встретится с председателем Еврокомиссии для подведения итогов этих дискуссий.
Ранее Мэй неоднократно заявляли в Брюсселе, что соглашение, достигнутое с Лондоном в ноябре прошлого года, пересмотру не подлежит. Напомним, в январе подавляющее число депутатов Палаты общин отвергли вариант сделки Мэй по брекзиту. Их, в частности, не устроил пункт, касающийся режима «бэкстоп», призванного не допустить появления физической границы между Северной Ирландией и Ирландией. Этот режим должен действовать в течение переходного периода после выхода Британии из ЕС. Тем временем ЕС готовится к «вероятному фиаско», каковым, по мнению Туска, может стать выход Лондона без договора. «Я знаю, что в Британии, на континенте, а также в Ирландии есть много людей, которые хотели бы отмены этого решения. Я всем сердцем с вами. Но факты безошибочны. В настоящий момент у движения за сохранение членства Британии в ЕС нет политического веса и нет эффективного руководства. Я говорю это без энтузиазма, но с фактами не поспоришь», – посетовал Туск.
Накануне визита Мэй он опубликовал в Twitter пост, которым вызвал волну гнева со стороны британских евроскептиков. «Интересно, как выглядит особое место в аду, уготованное тем, кто выступал за брекзит, не имея даже приблизительного плана и не представляя, как провести его безопасно», – написал глава Евросовета.
«После брекзита мы освободимся от никем не избранных и наглых хулиганов вроде вас и будем сами управлять своей страной», – ответил Туску в том же Twitter экс-лидер Партии независимости Соединенного Королевства (ЮКИП), ныне независимый депутат Европарламента Найджел Фараж.
Лидер парламентского большинства в Палате общин Андреа Ледсом, которая вела активную кампанию за брекзит, заявила, что Туск должен извиниться за свои позорные и злобные комментарии. В Брюсселе высказывание главы ЕС пояснили тем, что особое место в аду ожидает брекзитеров после их смерти, «а не прямо сейчас».
В отличие от консерваторов результат встреч Мэй в Брюсселе может порадовать лейбористов, ратующих за сохранение как можно более тесных экономических связей Британии с Евросоюзом. Кроме того, главные политические соперники тори неоднократно выступали за внесение изменений в декларацию о будущих отношениях Великобритании и ЕС. Перед отъездом Мэй в Брюссель лидер лейбористов Джереми Корбин направил ей список условий, при выполнении которых его партийцы готовы поддержать сделку по брекзиту. Среди требований лейбористов значится сохранение Великобритании в Таможенном союзе и едином рынке ЕС. Кроме того, они хотят, чтобы страна сохранила доступ к базам данных ЕС по безопасности. Принципиально важным для соперников консерваторов является дальнейшее участие Великобритании в различных программах ЕС по окружающей среде, образованию и регулированию в сфере промышленности.
По словам доцента кафедры европейского права МГИМО Николая Топорнина, Мэй сейчас разыгрывает комбинацию, чтобы снять с себя всю ответственность, переложив ее на Брюссель. «Она может делать публичные попытки, может встретиться с кем-то в Париже, Берлине, Брюсселе и поговорить с ними. И если не удастся ничего добиться, Мэй может сказать депутатам Палаты общин: «Знаете, я попыталась сделать все, как вы меня обязали своим решением провести новые переговоры по внесению изменений в проект соглашения, но, как видите, мы за переговоры, а Брюссель постоянно повторяет, что никаких новых соглашений и поправок не будет. Поэтому мы должны принять на себя ответственность за решение: либо мы выходим без соглашения, либо с тем соглашением, которое я вам уже представила». Вот примерно такова позиция Мэй. Она вполне понятная, позволяет ей снять с себя груз ответственности», – прокомментировал Топорнин в беседе с «НГ».
По его мнению, в глубине души Туск, как и многие политики в Брюсселе, будет рад, когда Британия покинет ЕС даже без соглашения. «Что потеряет ЕС, если мы абстрагируемся от границы с Северной Ирландией? Я больших минусов для ЕС не вижу. Европейцы, конечно, говорят, что не заинтересованы в брекзите без сделки, так как им тоже это невыгодно, – пояснил Топорнин. – Да, с точки зрения общего рынка потерять такую страну, как Британия, с хорошим доходом, большим населением в качестве рынка невыгодно. Но это ведь не значит, что завтра континентальная Европа прекратит с ней торговать. Более того, европейцы могут компенсировать какие-то условные потери в доступе на британский рынок за счет перетока финансов из Лондона в Париж или во Франкфурт-на-Майне».
комментарии(0)