На фото министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович. Фото Abdulhamid Hosbas/Anadolu Agency/Getty Images
Постпред России в ООН Василий Небензя заявил, что Москва не направит представителей на международную конференцию по безопасности на Ближнем Востоке в Варшаве. По его словам, назначенная на 13–14 февраля встреча не имеет шансов, поскольку пройдет без участия Ирана, а повестка дня не включает обсуждение израильско-палестинского конфликта.
Сопредседателями Министерской конференции по продвижению мирного и безопасного будущего на Ближнем Востоке являются США и Польша. В МИД РФ ее назвали «политпроектом» и восприняли как «продолжение попыток США навязывать свои односторонние геополитические интересы».
Организаторы направили приглашения почти в сотню стран, также и в Россию. Однако российская сторона, ознакомившись с программой форума, отказалась участвовать в нем. В Москве увидели в варшавской конференции попытку «перенаправить усилия по сирийскому и йеменскому урегулированию в антииранское русло» и подчеркнули «неприемлемость курса нынешней администрации США, направленного на разжигание иранофобии и создание новых разделительных линий на Ближнем Востоке».
Организация США ближневосточного саммита в Варшаве, который некоторые СМИ сразу же назвали антииранским, особое негодование вызвала в Тегеране. Как только госсекретарь Майкл Помпео в интервью Fox News заявил, что США планируют созвать в Варшаве глобальный саммит, чтобы обсудить вопрос об ограничении влияния Ирана в Ближневосточном регионе, которое он охарактеризовал как дестабилизирующее, в МИД Ирана вызвали поверенного в делах Польши, чтобы выразить протест польскому правительству из-за сотрудничества Варшавы с Вашингтоном в вопросе проведения международной конференции, обозначив проведение конференции как «акт враждебности».
В считаные часы Варшава оказалась в одном ряду с врагами Ирана. Минкультуры Ирана проинформировало, что отменяют анонсированный на конец января фестиваль польских фильмов, пока власти в Варшаве не начнут проявлять «соответствующего поведения» по отношению к Тегерану.
Газета Tehran Times напомнила, что в 1941–1943 годах Иран принял около 150 тыс. польских беженцев, а польские власти заверяли, что доброта иранцев никогда не будет забыта. И сейчас, в начале 2019 года, по-прежнему живут поляки, которые провели свое детство во время Второй мировой войны в Иране. Хотя тогда иранцы и сами «боролись с голодом», но «делали что могли для своих гостей, которые бежали от войны». «Но, несмотря на это, сегодня мы имеем дело с открытыми и тайными отношениями Польши и США, нацеленными в Иран. И этого предательства иранцы не забудут», – пишет газета. И подчеркивает, что это не первый антииранский жест Польши. В 2018 году, когда Трамп отстранился от ядерного соглашения по Ирану, «Польша была единственной страной в Европе, которая тактически поддержала этот ход». Соорганизацию конференции США отметил в своем Twitter и глава иранского МИДа Мохаммед Джавад Зариф: «Иран спасал поляков во время Второй мировой войны, а в настоящее время Польша становится хозяином плачевного антииранского цирка».
Согласие Варшавы провести по инициативе США саммит по Ближнему Востоку без участия Ирана вызвало удивление и в странах ЕС, а в самой Польше – недоумение. Эксперты такой жест называют безрассудным действием, которое вряд ли принесет стране пользу. «Мы находимся в положении субподрядчика внешней политики Америки, после того как польские чиновники бросились исполнять американскую инициативу, едва услышав интервью Помпео», – замечает политолог Марчин Заборовский из варшавского аналитического центра Visegrad Insight. И добавляет: «Иран является потенциальным источником независимости нашей энергии от России. Теперь все это сведено на нет».
Глава польского МИДа Яцек Чапутович заявил газете Rzeczpospolita: «Целью конференции является обзор ситуации и инициирование процесса установления мира на Ближнем Востоке, где Иран представляет серьезную угрозу для безопасности. Действия Ирана приводят к дестабилизации всего региона Ближнего Востока, в Сирии, Йемене. Эту оценку разделяют сегодня как США, так и Европейский союз. Разница во мнениях касается того, как следует противостоять. Мы хотим начать процесс, назначить рабочие группы, которые займутся такими вопросами, как борьба с терроризмом, ситуация беженцев, гуманитарная помощь или противодействие угрозам в киберпространстве. Это очень сложные вопросы, поэтому я не ожидаю, чтобы удалось уже в Варшаве договориться о какой-то стратегии. Но в то же время мы, конечно же, заинтересованы в укреплении связей с Соединенными Штатами, и эта инициатива служит этому».
Похоже, в американо-польском альянсе и затаился смысл предстоящей конференции. Для Вашингтона важно иметь «свою страну» в Европе при организации фронта против Ирана. К тому же участники саммита не смогут повлиять на содержание его итоговых решений. Сопредседатели форума, госсекретарь США и глава МИД Польши, представят свои собственные «резюме», которые не предполагается даже обсуждать, не то что редактировать.
Отсутствие в списке приглашенных участников из Тегерана польский дипломат объяснил так: «Представители Ирана сделали бы невозможными нормальные заседания. Иранцы используют язык, который трудно принять. В последнее время таким образом они относятся и к Польше». А вот отказ России от участия в форуме Чапутович посчитал ее незаинтересованностью, хотя и вынужденно посетовал: «Жаль, потому что Россия играет важную роль на Ближнем Востоке».
комментарии(0)