На фото министр иностранных дел Норвегии Ине Эриксен Сёрейде. Фото Dursun Aydemir/Anadolu Agency/Getty Images
В Тромсе, норвежской столице Заполярья, в 13-й раз открылась международная конференция «Арктические рубежи». По традиции делегаты – дипломаты, политики, ученые, представители гражданского общества – обсуждают проблемы геополитики, изменения климата, сохранения и возможной разработки богатейших ресурсов региона. Не случайно тема конференции в этом году – «Умная Арктика».
За день до открытия форума мэр Тромсе Кристин Руймо сообщила его участникам и гостям, что 21 января солнце впервые после семинедельной полярной ночи наконец ненадолго поднимется над горизонтом. В понедельник ее обещания сбылись, и с 11-го этажа отеля Clarion Edge, где проходила краткая пресс-конференция министра иностранных дел Норвегии Ине Эриксен Сёрейде, открылся потрясающий вид на заснеженный город, незамерзающий залив и лесистые горы.
Глава МИДа, кстати, вспомнила о декабрьской встрече с Сергеем Лавровым в Милане, на которой они обсудили актуальные вопросы российско-норвежских отношений и обменялись мнениями по ситуации в сфере безопасности на севере Европы, включая обвинения в адрес России о якобы вмешательстве в работу GPS во время беспрецедентных по масштабу учений НАТО Trident Juncture 2018 на территории Норвегии.
На пленарном заседании норвежский министр говорила о том, что Арктика должна превратиться в привлекательный для жизни регион. Для чего необходимо не только развивать инфраструктуру и решать экологические проблемы, но и строить добрососедские отношения между входящими в него странами. Задача эта, как выяснилось, не из самых легких. «Как разрешить крупные проблемы, если даже такую малую, как трансграничное оленеводство между Норвегией и Швецией, вот уже который год уладить не удается?» – сказала Сёрейде.
Чем же так интересна Арктика с суровыми и, казалось бы, не подходящими для жизнедеятельности человека климатическими условиями? В Тромсе говорят о том, что в недалеком будущем месторождения региона могут стать основными объектами роста, например, нефтегазовой отрасли. Под толщей арктических льдов скрывается 90 млрд барр. нефти (13% мировых неразведанных запасов), 48,3 трлн куб. м природного газа (30%) и 44 млрд барр. газового конденсата (20%).
Правда, в этой связи Заполярье рискует стать ареной геополитического столкновения интересов. Причем не только восьми приарктических государств, но и таких крупных игроков, как Китай, который претендует на активное участие в проектах, связанных с освоением региона. Находясь за тысячи километров от Арктики, КНР строит ледоколы для освоения Северного морского пути. Ведь проводка кораблей по нему из Европы в Азию быстрее, чем через Суэцкий канал и Сингапурский пролив, на 20 дней.
Что касается России, то Арктика – стратегически важный для страны регион. Освоение ее территорий и недр обещает стать локомотивом российской экономики и делается важным направлением государственной политики. Как стало известно в конце минувшей недели, российская госпрограмма развития Арктики продлена до 2025 года, а делами этого региона теперь будет заниматься Министерство по развитию Дальнего Востока, которое сменит и свое название.
«Приглашение России на конференцию в Тромсе следует рассматривать как заинтересованность норвежской стороны в том, чтобы ознакомиться с нашими подходами к сотрудничеству в Арктике, а также услышать наши оценки тех процессов и явлений, которые происходят в настоящее время в регионе, – сказал «НГ» Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД РФ, отвечающий за международное арктическое сотрудничество. – Россия рассматривает Арктику через призму сотрудничества, а не конфронтации и соперничества. Мы исходим из того, что в Арктике нет проблем, которые не могли бы решаться на основе взаимопонимания и конструктивного диалога».
Оценивая практическое значение «Арктических рубежей», российский дипломат отметил, что конференция в Тромсе "способствует выработке интегрированного подхода к актуальным вопросам и проблемам развития региона".
В кулуарах конференции звучат сожаления в связи с отсутствием полноценной делегации США из-за продолжающегося там шатдауна. Единственной американкой, которой, по ее словам, удалось «вырваться в Тромсе всего на один день», стала сенатор от штата Аляска Лайза Марковски. Она выразила озабоченность тем, что администрация Дональда Трампа уделяет гораздо меньше внимания Арктике, чем правительство Барака Обамы. И это несмотря на то, что ни одна арктическая страна не может позволить себе роскошь пренебрегать открывающимися возможностями.
Тромсе
комментарии(0)