Со среды в Триполи участились вооруженные столкновения. Фото Reuters
Вместо долгожданного мира новый год принес ливийцам новые испытания. На этой неделе главком Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифа Хафтар начал на юге страны масштабную военную операцию против джихадистов и захвативших нефтяное месторождение «Аш-Шарара» криминальных структур. А в ливийской столице возобновились ожесточенные бои между 7-й бригадой, сформированной в основном из жителей Тархуна, и так называемыми Силами защиты Триполи, которые считаются лояльными Правительству национального единства (ПНЕ) Фаиза Сараджа.
По сообщениям информационных агентств, продержавшееся в Триполи с 9 сентября прошлого года перемирие оказалось сорванным. В столицу вновь стягиваются выведенные оттуда осенью по условиям соглашений о прекращении огня тяжелые вооружения, в том числе артиллерия, системы залпового огня, танки. Продолжается мобилизация приписанных к своим отрядам боевиков, что свидетельствует как о серьезности намерений полевых командиров, возглавляющих враждующие военные формирования, так и о степени опасности, нависшей над Триполи и ее населением.
Боестолкновения, которые уже привели к гибели и ранениям нескольких десятков человек, вспыхнули в районе южной окраины Триполи Каср бен Гашир. Основной причиной возобновления сражений стало стремление «тархунских» «восстановить справедливость», перераспределив в свою пользу наиболее жирные куски собственности, в свое время захваченной теми милициями, которые и составляют сейчас основу Сил защиты Триполи. Формально они подчиняются ПНЕ, фактически «приватизировали» многие его министерства и ведомства, а то и просто «поставили их на счетчик».
На призывы Миссии ООН в Ливии прекратить огонь и соблюдать сдержанность, равно как и на грозно звучащие предупреждения об ответственности, которую понесут виновные в срыве перемирия, по большому счету никто особенно не реагирует. У находящихся в Ливии чиновников ООН нет ни сил, ни средств, чтобы привести в действие свои угрозы. Таким образом, предпринятые в Триполи после августовских и сентябрьских боев меры безопасности оказались сорваны.
Накануне Хафтар начал крупную операцию в Феццане, южном регионе страны. На состоявшейся по этому поводу в Бенгази пресс-конференции официальный представитель ЛНА полковник Ахмед аль-Мисмари заявил, что основными целями операции являются освобождение южных территорий от действующих там отрядов террористов из «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (обе организации запрещены в РФ), борьба с незаконной иммиграцией, а также обеспечение бесперебойной работы нефтяных и газовых объектов. Речь идет о необходимости разблокировать месторождение «Аш-Шарара», захваченное как раз теми, кто по долгу службы должен был обеспечивать их безопасную работу, то есть сотрудниками так называемой нефтяной гвардии, набранной из местных жителей, ставших, по сути, рэкетирами.
Очевидно, Хафтар ставит перед собой и другие – не афишируемые – задачи. Например, поиск надежных союзников, на которых можно было бы положиться, в том числе и в ситуации, если дело дойдет до применения силы.
По сообщениям арабского издания «Аш-Шарк аль-Авсат», перед началом операции в Феццане командование ЛНА заручилось поддержкой Высшего совета шейхов и старейшин проживающих в этих местах племен Тубу и обратилось с призывом к местному населению оказывать всяческое содействие принимающим участие в операции армейским подразделениям. Более того, ливийцам, которые по тем или иным причинам оказались связаны с исламистами и представителями криминалитета, предлагается с ними порвать.
Предыдущий «поход» на Феццан ЛНА предприняла в марте прошлого года. Тогда целью успешно закончившейся операции стало противоборство с наводнившими регион выходцами из Чада, терроризировавшими местное население.
За несколько дней до начавшейся операции в Себхе, административном центре Феццана, в сопровождении представителей ПНЕ побывал спецпредставитель генсека ООН по Ливии Гасан Саламе. Он встречался со старейшинами и шейхами племен, учеными, политиками, чиновниками, представителями общественности. Речь шла о необходимости распространить предпринятые в Триполи меры безопасности и на южные районы, а также о подготовке страны к выборам.
В последнее время ооновского чиновника все чаще критикуют ливийские политики, прежде всего из числа тех, кто не является сторонником ПНЕ. Саламе обвиняют в умышленном затягивании сроков парламентских и президентских выборов, что противоречит, по их мнению, интересам ливийского народа. Как считает один из оставшихся в живых сыновей бывшего ливийского лидера Муаммара Каддафи Сейф аль-Ислам, делается это специально для того, чтобы переломить сложившуюся на сегодняшний день ситуацию, при которой противники ПНЕ имеют явное преимущество.
комментарии(0)