На фото министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан. Фото Abdulhamid Hosbas/Anadolu Agency/Getty Images
Власти Франции хотят предложить населению новый общественный договор. Первым об этом заявил глава МИДа Жан-Ив Ле Дриан, фактически предварив выступление президента Эмманюэля Макрона, посвященное разрешению вспыхнувшего в Пятой республике политического кризиса. В экспертной среде отмечают, что перемены на национальном уровне назревали давно, однако у французского руководства нет ресурсов на их реализацию.
По мнению шефа французской дипломатии, пересмотр общественного договора будет означать изменение позиции государства по поводу того, как будет распределяться богатство страны. «Социальное государство – это именно государство XXI века. Его роль и сущность не меняются», – обратил внимание Ле Дриан. Однако, по словам главы МИДа, президент Пятой республики должен будет соблюдать определенный баланс между краткосрочными корректировками социальной и экономической политики и долгосрочными преобразованиями, которые он наметил еще в своей предвыборной программе. Не исключено, что теперь государство будет внимательнее прислушиваться к требованию граждан – после разрушительных выступлений «желтых жилетов», протестного движения против повышения цен на бензин.
«В течение последних двадцати лет с нарастающим напряжением работала вся система социального обеспечения, сформированная сразу после Второй мировой войны, после решений Национального совета сопротивления, где были в том числе и коммунисты, и голлисты, – напомнил «НГ» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Андрей Кудрявцев. – Эта система – одна из самых совершенных в мире по своему охвату, принципам функционирования, по масштабам покрытия рисков, но во время Славного тридцатилетия (периода с 1946 по 1975 годы – «НГ») она работала успешно, потому что соблюдался целый ряд параметров. Был высокий экономический рост, соответственно, была низкая безработица, было нестареющее население, был демографический взрыв после войны. Демографически ситуация была такая, что удельный вес пожилого населения был недостаточно большим. Все это стало меняться в 1970-1980 годы. Темпы экономического роста снизились втрое по сравнению со Славным тридцатилетием. Стала расти безработица. Система носит распределительный характер, она финансируется за счет доходов работающих людей. И получалось так, что на одного работающего приходится все больше и больше лиц пожилого возраста».
Аналитик напоминает, что каждое правительство, которое приходило за последние 30-40 лет к власти во Франции, отмечалось своими мини-реформами в сфере социального страхования. «Это отчасти касалось и снижения рисков, и масштабов их покрытия, а самое главное – нарастали обязательные взносы системы соцстрахования, – обращает внимание Кудрявцев. – Эта система не может работать так, как она работала раньше. С ней нужно что-то делать. Понятно, что и у Макрона были идеи на этот счет: система более гибкого рынка труда, снижение уровня безработицы и следовательно – снижение нагрузки на систему страхования по безработице. Все это в принципе может экономить расходы».
Однако, подчеркивает эксперт, для таких перемен необходимы ресурсы. «А их может не оказаться в силу экономической ситуации, – говорит Кудрявцев. – Макрон отчасти платит за старые долги, накопившиеся за десятилетия кризиса, за половинчатость мер предыдущих двух президентов, а также за отсутствие социального измерения в своей политике, за восприятие этой политики как социально несправедливой».
комментарии(0)