Глава Volkswagen Херберт Дис верит в успех автоальянса с американским Ford. Фото Reuters
Топ-менеджеры крупнейших немецких автоконцернов Volkswagen, Daimler и BMW в ходе встречи с главой Белого дома Дональдом Трампом и представителями его администрации попытались договориться о будущем своего бизнеса на территории США. Ради того, чтобы избежать 25-процентной пошлины на свои автомобили, ввозимые в Америку (чем Трамп грозил ранее), немецкие автопроизводители готовы больше инвестировать в американскую экономику. Эксперты отмечают, что опасность для них все еще сохраняется, объясняя это известной непредсказуемостью Трампа.
Как сообщает Deutsche Welle со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, в Вашингтон немецкая делегация отправилась после согласования своих позиций с Еврокомиссией, в компетенции которой находятся трансатлантические торговые отношения, и со своим правительством. «Немецкие автопроизводители являются крупными работодателями в Соединенных Штатах, так что есть основания для переговоров с администрацией США об инвестициях и о том, какое будущее их ждет», – заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель.
По данным немецкой газеты Handelsblatt, приглашение на встречу поступило от имени министра торговли США Уилбура Росса и представителя Соединенных Штатов по торговым переговорам Роберта Лайтхайзера. Как отмечает AP, представители BMW, Volkswagen и Daimler каждый по отдельности провели встречи с Россом, Лайтхайзером, главой национального экономического совета Белого дома Лоуренсом Кадлоу и другими сотрудниками американской администрации.
«Мы сделали большой шаг вперед, чтобы избежать пошлин», – сказал глава Volkswagen Херберт Дис после встречи с представителями Белого дома, включая его главу. «Мы находимся на довольно значимой стадии переговоров и диалога с корпорацией Ford с целью создания глобального автомобильного альянса, что также поможет укрепиться американской автомобильной отрасли», – цитирует Диса Reuters. По его словам, альянс позволит Ford упрочить свои позиции в Европе. Кроме того, по мнению Диса, в будущем для производства своих автомобилей Volkswagen мог бы использовать заводы Ford в США. Глава немецкого автогиганта также рассказал, что в настоящий момент концерн рассматривает возможность строительства своего второго завода в Америке.
«Нам понятна позиция США, – говорится в заявлении Volkswagen. – Они хотят больше инвестиций в свою экономику. Теперь правительствам и Евросоюзу остается найти нужное решение, которое было бы выгодно всем сторонам. Как Volkswagen Group, мы привержены тому, чтобы поощрять стабильные торговые отношения между США, Германией и всем Европейским союзом».
По словам главы Daimler Дитера Цече, которого цитирует Reuters, после переговоров «скрытая потенциальная угроза» новых тарифов снизилась. Он с гордостью рассказал о новых инвестициях в завод Daimler в Алабаме, куда немецкий концерн готов вложить дополнительно 1 млрд долл.
BMW позиционирует себя как преданный «местный игрок» с заводом в Спартанберге (штат Южная Каролина), который в течение четверти века обеспечивает стабильной работой почти 10 тыс. человек. Компания заявила, что инвестирует 600 млн долл. до 2021 года и создаст в Спартанберге дополнительные 1 тыс. рабочих мест.
В отличие от заявлений немецких топ-менеджеров, в Белом доме не стали раскрывать подробности прошедших переговоров, ограничившись коротким и несколько абстрактным заявлением. Трамп «поделился своим видением, согласно которому все автопроизводители размещают свое производство в США и создают более дружественную бизнес-среду», сообщила журналистам после встречи пресс-секретарь Белого дома Линдсей Уолтерс.
Куда понятнее высказался Росс. Он, в частности, отметил, что целью переговоров было снижение дефицита торгового баланса в размере 30 млрд долл., который имеет США с Германией в поставках автомобилей и автозапчастей. Это составляет половину общего дефицита в торговле США с ФРГ, который равен 66 млрд долл. По словам же Кадлоу, переговоры велись с целью побуждения немецких автоконцернов больше инвестировать в США и производить на их территории.
Надежды крупных представителей немецкого автопрома найти общий язык с Трампом и его администрацией, казалось бы, оправдались. Однако руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов считает, что им преждевременно радоваться. Дамоклов меч над немецкими автопроизводителями все еще висит, полагает он.
«Я не думаю, что опасность введения пошлин полностью миновала, потому что Трамп со своей администрацией непредсказуем. Не исключаю, что в 2019 году он снова может вернуться к этой теме в случае, если по итогам этого года обнаружит существенные дефициты для внешнеторгового баланса, особенно по тем или иным конкретным статьям. Думаю, по автомобилям там будет большой плюс для Европы, – сказал Белов в беседе с «НГ». – Тогда Трамп захочет сократить этот дефицит. А каким образом он может его сократить? Увеличить поставки американских авто в Европу он явно не может, так как европейцы всяким фордам и крайслерам предпочитают немецкие, французские, испанские и иные европейские марки. Вполне возможно, что, не имея никакого адекватного ответа на этот вопрос, Трамп опять вернется к идее введения пошлин на европейские автомобили. Я бы сказал, что Трампу верить нельзя».
По словам эксперта, европейцы уже почти два года с прихода к власти Трампа и объявления им торговой войны пытаются найти ответные механизмы в противостоянии ему, однако пока им это не удается. «Что они могут сделать реально? Практически ничего, так как сильно зависят от американского рынка. Если бы они могли оттуда красиво уйти, то уже сделали бы это давно», – предположил Белов.
В интервью шведской газете Dagens Nyheter комиссар ЕС по торговле Сесилия Мальмстрём заявила, что Еврокомиссия готовит контрмеры на случай, если США введут ввозные пошлины на европейские автомобили. Они затронут американские товары примерно на 20 млрд долл.
По мнению Белова, желание немецких автопроизводителей во что бы ни стало сохранить американский рынок, помимо прочего, объясняется привлекательностью налогового режима. «Система налогообложения в Америке считается одной из самых льготных в мире, кроме того, в отличие от Европы там отсутствуют экологические и прочие сборы. Концерны вправе сами решать, сколько авто они могут производить в США и сколько оттуда могут вывозить», – сказал эксперт.
«Немецкие автопроизводители приветствуют Трампа, но они не приветствуют, когда он меняет правила игры. Трамп ведет себя некорректно по отношению к немецкому бизнесу. Германские инвесторы являются одними из ведущих иностранных работодателей в США», – отметил Белов. По данным отраслевого объединения машиностроителей ФРГ VDA, на сегодняшний день немецкие автопроизводители и их поставщики обеспечивают работой около 120 тыс. американцев.
комментарии(0)