Фото Pyeongyang Press Corps/Pool/Getty Images
Ким Чен Ын может посетить Сеул в декабре. Если визит состоится, это будет уже четвертая встреча лидеров двух Корей в 2018 году. Она подтвердит, как ожидают, приверженность Севера ядерному разоружению и улучшению межкорейских отношений. Но, по мнению эксперта, поездка будет носить церемониальный характер. Ведь денуклеаризация зависит от США, а сотрудничеству в экономике мешают санкции.
Ким получил свой пост по наследству от отца. После окончания корейской войны 1950–1953 годов ни его дед, ни отец, ни он сам не бывали в Сеуле. Так что поездка в любом случае стала бы сенсацией. Но характерно, что сообщение о визите огласил не Пхеньян, а президент Республики Корея Мун Чжэ Ин. Правда, Мун сделал оговорку. Еще не поступило подтверждения о поездке от Кима.
Вышло так, что заявление, касающееся контактов с КНДР, было сделано в воздухе. Мун передал его через репортеров, находясь в самолете после вылета из Аргентины, где состоялся саммит G20. То есть в духе традиций мегафонной дипломатии – не непосредственно партнеру по переговорам, а через прессу. Особого внимания заслуживает содержание заявления. Его можно толковать либо как свидетельство чрезвычайно тесных отношений главы Южной Кореи с хозяином Белого дома, либо как показатель того, что Сеул не смеет и шагу ступить без разрешения Вашингтона.
Согласно агентству АР, Мун фактически выступил в роли интерпретатора позиции президента США Дональда Трампа. Вот что заявил Мун: «Президент Трамп просил меня передать два послания. Он очень дружески относится к председателю Ким Чен Ыну и любит его. Он надеется, что тот полностью выполнит остающиеся соглашения (от первого саммита в Сингапуре. – «НГ») так, чтобы председатель Ким Чен Ын получил, чего хочет». Мун рассказал, что Трамп одобрил поездку Кима в Сеул. Она сыграет «очень позитивную роль» на дипломатических переговорах по ядерным делам между США и КНДР.
Мун встречался с Кимом уже три раза в этом году. В сентябре Мун побывал в Пхеньяне, а также вместе с Кимом посетил священную для всех корейцев гору Пэктусан. Две предыдущие встречи состоялись в демилитаризованной зоне между двумя корейскими государствами.
Сам Трамп тоже собирается пообщаться с Кимом. Встреча, по словам президента США, может состояться в январе или феврале 2019-го. В этой связи комментаторы в США напоминают, что Трамп в прошлом году называл лидера КНДР «маленьким человеком-ракетой», угрожал сжечь его страну в огне. А теперь тон совершенно изменился: Ким стал «очень открытым», «потрясающим».
Но поток подобных комплиментов не означает, что США готовы пойти навстречу Северной Корее и принять два ее главных требования – предоставление Америкой гарантий от нападения и ослабление международных санкций. Так чего же можно ждать от очередных межкорейских переговоров?
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов отметил: «Американцы разрешили Муну принять Кима в Сеуле. Тут надо иметь в виду два момента. Первая поездка северокорейского лидера в Южную Корею – это определенный шаг в потеплении межкорейских отношений. Однако у этого визита должны быть последствия кроме того, что лидеры посадят деревья или заявят, что будут расширять сотрудничество».
В этом направлении есть сдвиги. Началась проверка железных дорог. «Многое делается для выполнения соглашения между военными с целью ослабить приграничную напряженность. Но если не будет каких-то более впечатляющих результатов, то южнокорейское руководство станет объектом довольно острой критики, – подчеркнул эксперт. – Есть также вопрос об обеспечении безопасности гостя и о том, соответствует ли его визит внутреннему законодательству Южной Кореи. Дело в том, что закон о национальной безопасности толкует КНДР не как другое государство, а как мятежную провинцию. Грубо говоря, Сеул смотрит на КНДР, как Киев – на Донецк и Луганск».
Возникает вопрос: как будут воспринимать северокорейского лидера на Юге? А для южнокорейских консерваторов, которых по-прежнему много, это нарушение закона. «Поэтому визит будет носить скорее церемониальный характер. Ведь экономическое сотрудничество упирается в санкции. А решение проблемы денуклеаризации целиком зависит от Вашингтона», – заключил Асмолов.
комментарии(0)