Андрес Мануэль Лопес Обрадор стал первым за последние десятилетия президентом Мексики с левыми взглядами. Фото Reuters
В Мексике 1 декабря состоялась инаугурация Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. Первый за всю историю страны «президент от народа» вступил в должность сроком на шесть лет (второго срока здесь не бывает, потому что если его ввести, то глава государства будет сидеть во власти вечно). Он трижды участвовал в выборах, поменял за свою политическую карьеру три партии, в течение нескольких лет был мэром самого населенного города Западного полушария. Теперь он возглавил 130-миллионную страну с немалым количеством острейших социальных проблем и с еще большими ожиданиями простых мексиканцев, отдавших ему свои голоса.
Здесь впору говорить о действительно уникальном феномене, когда именно путем прямых выборов (в которые мало кто на свете уже верит) в крупнейшей стране испаноязычного мира к власти приходит несистемный руководитель. Будучи понятным рядовым мексиканцам своим поведением, взглядами и морально-этическим обликом, Обрадор практически провозгласил новый для современных политиков лозунг «Подальше от элит – поближе к народу». И с начала декабря он намерен запустить в стране тотальные реформы, которые либо закончатся полным крахом, либо перепишут всю многолетнюю историю независимой Мексики.
Итак, что же планирует сделать этот человек, чтобы его страна стала «не такой, как при прежних правителях»? Еще до вступления в должность Обрадор решил показать простому народу, что он с ним заодно. Первым делом он отказался от президентского самолета (теперь он летает на рейсовых и уже несколько раз сидел в аэропортах из-за непогоды, общаясь с согражданами за чашкой кофе – причем без телохранителей), резиденции (там теперь откроется доступный всем музей), многочисленной охраны (2 тыс. военных отправлены обратно в распоряжение Генштаба армии – «нечего им за мной по пятам ходить», – отметил Обрадор).
Он уже отменил пенсии и все льготы бывшим президентам (включая нынешнего – «они и так люди небедные»), а также после голосования в Сенате аннулировал их неподсудность. А это значит, что теперь все ныне здравствующие президенты Мексики (их четверо) гарантированно задумаются о своем дальнейшем будущем. Ведь в любой момент против них могут начаться судебные расследования, на которые Обрадор уже открыто намекнул.
Новый мексиканский президент своим первым указом сократил собственную зарплату в два раза и существенно урезал жалованье министров и ближайших к себе чиновников. Его супруга (это вторая жена президента, первая трагически скончалась) отказалась от зарплаты, положенной первой даме и ее придворным. Обрадор принципиально запретил политический туризм, то бишь любые «зарубежные катания» за госсчет, причем и сам ездить «не пойми зачем» не намерен и находящимся во власти чиновникам этого не позволит.
Перечень подобных народных нововведений несистемного президента Мексики можно продолжать до бесконечности. При этом представители старых политических элит считают эти шаги дешевым популизмом, а вот простым народом все это принимается на ура. Вопрос только, как на подобное начнут реагировать его даже самые близкие соратники, не говоря уже о том мощном и влиятельном слое политической верхушки Мексики, которая всю свою сознательную жизнь жила на широкую ногу (и за счет простых мексиканцев). А ведь если сеньор Обрадор будет продолжать в том же духе, то они могут очень скоро нажитого лишиться. И все – по прихоти президента от народа, который слишком уж «неэлитарно» себя ведет.
К чему же может привести правление Обрадора в Мексике? Как он сам говорил в одном из своих выступлений, основной причиной его победы на выборах стала не просто усталость народа от правящих «политических мафий», а тотальная к ним ненависть. Мексиканцам – именно простым избирателям – просто надоели многочисленные и никому не нужные политические партии, ложь по каждому поводу и без такового любого политика в стране, включая что верховную, что местную власть. А также их повальная коррупция плюс разгул преступности и замешанность властей на всех уровнях в наркоторговле.
Когда мексиканцы голосовали за будущего президента Обрадора, то не скрывали, что поддерживают того, кто точно не украдет. Вот только сможет ли новый президент «не брать», когда в стране десятилетиями все было построено на всеобщей коррупции, а все федеральное и региональное чиновничество в штатах остается фактически на своих местах?
Для начала, думаю, надо бы посмотреть, что получится на практике у президента Обрадора. И многое здесь, кстати, будет зависеть не только от его непосредственных действий реформатора, но и от того, как пойдет самый громкий процесс в истории наркоторговли, который начался в Нью-Йорке. Там судят главу крупнейшего в мире наркокартеля штата Синалоа Чапо Гусмана, и уже на предварительных слушаниях всплыли такие подробности участия в наркоторговле и взятках предыдущих мексиканских президентов, включая предшественника Обрадора – Энрике Пенья Ньето, что все эти разоблачения могут очень больно ударить как по престижу страны, так и отношению к ее политической верхушке.
Так сможет ли в этой обстановке Обрадор выполнить хотя бы часть всех тех обещаний, которые он дал избирателям, и переделать Мексику на нормальный лад?
Вопрос, думаю, касается не только этой страны. Ведь вполне вероятно, что именно такие несистемные политики станут модными для голосования у избирателей других государств. Где нынешние мексиканские президентские реформы «без охраны и политического туризма» выглядят пока как нечто несбыточное и экзотическое.
комментарии(0)