Будущее Британии некоторые министры видят в ЕАСТ, которую она сама когда-то создавала, а затем покинула ради ЕС. Фото с сайта www.efta.int.
Чем ближе финал бракоразводного процесса между Британией и Евросоюзом, тем меньше членов команды премьер-министра Терезы Мэй разделяют ее оптимизм по поводу будущего страны. Достигнутые Мэй и лидерами стран ЕС в воскресенье в Брюсселе 600-страничное соглашение о брекзите и политическая декларация о будущих отношениях Соединенного Королевства и ЕС так и рискуют остаться на бумаге, не найдя одобрения у британских депутатов. На этот случай в Даунинг-стрит разрабатывается альтернативный план действий.
Как отмечает британская Sun, министр окружающей среды Майкл Гоув и министр труда и пенсий Амбер Радд сформировали межпартийный альянс, с тем чтобы добиваться членства Британии в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), поскольку некоторые члены кабинета Мэй потеряли всякую надежду на то, что ей удастся провести свой проект договора через парламент. «Мы все больше сдаем свои позиции. Оппозиция сейчас кажется настолько сильной, что Терезе Мэй придется очень сильно побороться за то, чтобы добиться поставленной цели», – цитирует Sun британского министра на условиях анонимности.
Речь, в частности, идет о так называемом варианте «Норвегия Плюс», согласно которому Великобритания присоединится к ЕАСТ, с тем чтобы сохранить экономическую стабильность в течение переходного периода при выходе из ЕС. При этом Лондон сможет вести переговоры о полной торговой сделке с более сильных позиций.
ЕАСТ была создана в 1960 году по инициативе самого Соединенного Королевства в противовес предшественнику современного ЕС – Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС). В 1973 году Британия покинула организацию и вошла в ЕЭС. На сегодняшний день в состав ЕАСТ входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.
Согласно одному из основополагающих документов организации – Стокгольмской конвенции, таможенная политика союза распространяется только на промышленные товары. В отличие от стран ЕС члены ЕАСТ вправе проводить самостоятельную торговую политику.
Напомним, в воскресенье в Брюсселе лидеры 27 стран ЕС меньше чем за полчаса единогласно поддержали 600-страничное соглашение по брекзиту и проект договора будущего европейско-британского сотрудничества в области торговли и безопасности. Для вступления в силу оба документа должны в том числе пройти голосование в британском парламенте. Как ожидается, оно состоится накануне очередного саммита ЕС 13–14 декабря. Между тем в Брюсселе Мэй дали понять, что плана Б у нее не существует, в то же время в Вестминстере пообещали провалить ее вариант договора с Брюсселем.
«Те, кто думает, что, отказавшись от сделки, они получат лучшую сделку, будут разочарованы», – заявил глава Европейской комиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер по итогам саммита. Этот посыл можно расценивать как прямое обращение к парламенту Великобритании.
Как «единственно возможную сделку» для Британии достигнутое соглашение признала и сама Мэй. «В любых переговорах вы не получаете все, что хотите. Я думаю, что британский народ понимает это», – заявила она на пресс-конференции после саммита. Мэй отметила, что предстоящее голосование в британском парламенте может открыть дверь в «светлое будущее» или, наоборот, еще больше разделить страну. От ответа на вопрос, подаст ли она в отставку в случае, если соглашение по брекзиту не найдет поддержки у депутатов, Мэй воздержалась.
Она сообщила, что до голосования в парламенте посвятит себя агитационной кампании, в рамках которой будет встречаться с жителями страны, объясняя им суть сделки и ее выгоды. В понедельник, выступая перед Палатой общин, Мэй призвала парламентариев поддержать ее вариант сделки, обрисовав при этом негативные последствия для страны, к которым может привести их отказ проглосовать за соглашение.
Доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин напомнил, что Лондон практически исчерпал время на разработку альтернативных вариантов. «Можно размышлять о плане Б, С и Д, но если у противников Мэй были бы реальные идеи того, как воплотить другие варианты сделки, то они наверняка давно бы выложили их на стол в ходе переговоров с Брюсселем, – пояснил эксперт в беседе с «НГ». – Но даже если и предположить, что британцам удастся подготовить альтернативу нынешнему соглашению, то это мало что изменит».
В случае если Мэй не удастся провести соглашение через парламент, то, возможно, встанет вопрос о вотуме недоверия к ней. Если она уйдет в отставку, то тогда потенциальный план Б придется реализовывать тому, кто придет на место Мэй. «Где гарантия того, что план Б с большим успехом пройдет через парламент? Я сомневаюсь, что консерваторы смогут переназначить нового премьера. Тогда дело может закончиться внеочередными парламентскими выборами», – полагает Топорнин.
Нынешнее соглашение, которое Мэй считает компромиссным, по мнению эксперта, более выгодно ЕС, чем самой Британии. Брюссель в ходе долгих 18-месячных переговоров практически сдержал все свои позиции, в то время как Мэй пришлось пойти на значительные уступки. Эксперт не исключает, что на бритаснкого премьера могли оказать давление финансовые круги, которым выход без сделки не выгоден. «За брекзит голосовала сельская одноэтажная Британия, а не бизнесмены. Они могли потребовать у Мэй смягчить позиции», – заключил он.
комментарии(0)