Фото Abdulhamid Hosbas/Anadolu Agency/Getty Images
Несмотря на свой рекордно низкий рейтинг в стране (25%), французский президент Эмманюэль Макрон, который не скрывает своих амбиций стать новым лидером Европы, продолжает активную деятельность на международной арене. В воскресенье он совершил визит в Берлин для участия в мероприятиях, посвященных Дню народной скорби. Макрон обратился к депутатам Бундестага и в очередной раз призвал европейцев отнестись к своей обороне и безопасности «с большей ответственностью».
«Европа и входящий в нее франко-германский тандем обязаны не допустить, чтобы мир погрузился в хаос, поэтому мы должны сопровождать планету на ее пути к миру», – обратился французский лидер к немецким парламентариям. «Наша реальная сила – это наше единство», – добавил он. По словам Макрона, «слишком много держав стремятся сегодня вытеснить нас из игры, вмешиваясь в наши общественные дебаты, нашу открытую демократию, сея раздор». Европа не сможет сыграть надлежащую ей роль, если станет игрушкой в руках некоторых больших держав, не отнесется с большей ответственностью к своей обороне и безопасности, согласившись на вторые роли на международной арене, подчеркнул Макрон.
6 ноября французский глава, радеющий за европейский суверенитет, в эфире радиостанции Europe 1 сказал, что для защиты от России, Китая и США гражданам континента нужна своя «настоящая армия». Его заявления прозвучали в преддверии торжеств по случаю 100-летия окончания Первой мировой войны, на которые в числе лидеров 70 стран был приглашен и американский президент Дональд Трамп. Глава Белого дома не оставил без ответа высказывания Макрона. «Очень оскорбительно, но, возможно, Европе сначала нужно заплатить свою справедливую долю в НАТО, которую субсидируют США!» – написал он в Twitter, уже будучи в Париже. Как оказалось, основной запас критических стрел во французского лидера Трамп решил выпустить позже. «Эмманюэль Макрон предложил создать собственную армию, чтобы защитить Европу от США, Китая и России. Видимо, забыл, что именно Германия начинала обе мировые войны – Первую и Вторую, и чем все это закончилось для Франции. Они вынуждены были учить немецкий язык в Париже до того, как туда пришли США. Платите за НАТО или нет», – написал Трамп в Twitter, едва вернувшись из поездки в Европу.
За этим твитом последовал целый ряд других не менее язвительных заявлений. В одном из них Трамп указал Макрону на его низкий рейтинг в собственной стране (на тот момент он составлял 26%), тогда как уровень безработицы там достигает почти 10%. Впрочем, французский президент, который ранее заявлял, что не является сторонником твиттер-дипломатии, не стал вступать в виртуальную полемику с Трампом, а предпочел ответить ему другим путем.
«США – наш союзник, такова история наших отношений, и мы всегда останемся союзниками. Мы были вместе, когда нам было тяжело, мы были вместе в самые сложные моменты истории. Но быть союзником не означает принимать положение вассала. Чтобы не быть вассалом США, нужно не зависеть от Америки в ряде позиций, а сохранять суверенность и идентичность как французам и как европейцам», – заявил хозяин Елисейского дворца 15 ноября в интервью телеканалу TF1.
Двумя днями ранее канцлер ФРГ Ангела Меркель с высокой европейской трибуны в Страсбурге поддержала Макрона в деле создания общеевропейской армии. «Мы должны работать над осуществлением идеи создать в будущем настоящую европейскую армию», – заявила глава немецкого правительства, выступая перед Европарламентом. Меркель отметила, что наличие общеевропейских вооруженных сил продемонстрирует миру, что между странами Старого Света больше никогда не будет войны. Она добавила, что европейская армия могла бы стать хорошим дополнением к НАТО.
В свою очередь, в воскресенье в интервью медиагруппе Funke министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен заявила, что единая армия ЕС нужна для того, чтобы решительно отстаивать европейские интересы в случае возникновения кризисов. По словам министра, она также повысит способности Европы в случае возможного участия ее сил в военных операциях.
Макрон может легко «выстрелить» тем или иным громким заявлением и ждать, как на это будет реагировать Меркель с учетом ее авторитета в ЕС, считает немецкий политолог, научный директор Германо-российского форума Александр Рар. При этом канцлеру ФРГ приходится постоянно лавировать между разными, порой совершенно противоположными мнениями в ЕС, находить общеевропейский консенсус. «Те времена, когда, например, венгры и поляки слушались немцев или французов и когда Берлин и Париж могли в одностороннем порядке решать, как будет выглядеть будущее Европы, как его выстраивать, давно ушли в историю», – отметил Рар в беседе с «НГ».
комментарии(0)