Американские санкции еще сильнее ударят по иранскому риалу. Фото Reuters
Американская администрация ввела второй пакет рестрикций в отношении Тегерана. Таким образом она не только полностью восстановила санкции, действовавшие до принятия в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, известного как ядерная сделка, но и в дополнение к ним приняла еще более жесткие меры. Помимо прочего под новую санкционную волну попал энергетический сектор, на который, по данным Congressional Research Service, приходится 20% экономики Ирана и от трети до половины доходов его казны. Эксперты полагают, что Иран будет тайно поставлять нефть на прежние рынки.
По словам спецпредставителя США по Ирану Брайана Хука, с помощью энергетических санкций администрация Белого дома задалась целью свести к нулю нефтяные доходы Тегерана. В свою очередь, госсекретарь Майкл Помпео считает, что Иран должен «вести себя как нормальная страна или видеть, как его экономика рушится». Он напомнил, что более 20 стран уже сократили объем закупок иранской нефти, в результате чего ее экспорт упал на 1 млн барр. в сутки.
Президент Ирана Хасан Рухани заявил, что Тегеран не боится вступивших в силу санкций. Он призвал «пятерку» стран – участниц ядерной сделки как можно быстрее представить и осуществить меры противодействия американским ограничениям. Напомним, в сентябре верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини объявила о том, что Евросоюз готов создать специальный механизм, защищающий европейские компании от экстерриториальных санкций США.
Между тем Вашингтон отсрочил на 180 дней введение нефтяных санкций в отношении Греции, Индии, Италии, Турции, Республики Корея, Японии, Китая и Тайваня. По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, эти страны являются крупными покупателями иранской нефти, и они пролоббировали свои интересы в Вашингтоне. Эксперт обратил внимание на положение, в котором оказалась Россия. «С одной стороны, Иран наш конкурент на мировом рынке углеводородов. Если он оттуда уйдет, то для России это будет только плюсом: усилится конкуренция, и цены на нефть поднимутся. С другой стороны, радикальное выдавливание Ирана с мировых рынков для нас невыгодно, так как может привести к развалу соглашения «ОПЕК плюс», что повлечет за собой понижение цен», – отметил Юшков в беседе с «НГ».
По его словам, на освободившихся рынках место Ирана займет Саудовская Аравия. Россия же не может чисто физически быстро нарастить добычу. Отсрочка на запрет поставок иранской нефти для восьми стран – вынужденный шаг США, считает старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин. Свести к нулевому варианту экспорт иранской нефти, о чем заявляют власти США, технически невозможно. «Нефть, которая добывается с определенного месторождения, обладает определенными химическими и физическими свойствами. Многие нефтеперерабатывающие заводы работают на определенном качестве нефти, и перестраивать их сложно и дорого. Думаю, в Америке это хорошо понимают», – пояснил эксперт «НГ». Он напомнил, что, хотя в Европе открыто выступают против новых иранских санкций, у США есть финансовые и экономические возможности наказать не только Иран, но и те европейские компании, которые имеют с ним бизнес-отношения. «Когда выбор стоит перед той же французской Total иметь бизнес в США и по всему миру или только в Иране, ясное дело, кого они выберут, – отметил Сажин. – Некоторые российские компании тоже ушли с иранского рынка, несмотря на то что занимали там хорошие позиции. Это не значит, что они действуют под диктовку Вашингтона. Это значит – бизнес есть бизнес».
По словам эксперта, Трамп своими действиями помогает оппонентам Рухани, который считается сторонником либерального реформаторского курса, готового к диалогу с США и Западом. «Санкции помогут оппозиции прийти к власти и постепенно снести правительство Рухани. Исламский режим, против которого так яростно выступает американская администрация, не только сохранится, он даже будет более жестким. Все произойдет с точностью до наоборот», – предположил Сажин.
Он указал на то, что Иран осознает всю сложность ситуации, и поэтому ему не остается ничего другого, как тайно экспортировать нефть по заниженным ценам, что позволяло бы его экономике держаться на плаву. Financial Times писала о «флоте кораблей-призраков» – танкерах, загруженных нефтью. Они вышли из иранских портов с выключенной системой, позволяющей трейдерам отслеживать их маршрут. При этом только судно Happiness 1 перевозило в неизвестном направлении 2 млн барр. нефти. Между тем межбанковская финансовая система SWIFT сообщила, что отключает иранские банки «в интересах стабильности и целостности глобальных финансов». В 2012 году SWIFT уже отключала Иран. Тогда экспорт нефти упал с 2,5 млн барр. в сутки до менее 1 млн барр. в 2014-м.
комментарии(0)