Желающих посетить второй форум "Инвестиционная инициатива будущего" с каждым днем становится все меньше. Фото Reuters
Таинственное исчезновение саудовского журналиста Джамаля Хашогги, смерть которого спустя почти три недели официально подтвердили власти королевства, вызвало широкий резонанс в мировом сообществе и непрекращающийся поток критики в адрес Эр-Рияда. Все это происходит в преддверии масштабного экономического форума «Инвестиционная инициатива будущего». Конференция, которая откроется в саудовской столице на этой неделе, пройдет под патронатом наследного принца Мухаммеда бин Сальмана Аль Сауда.
«Есть политическая воля руководства и желание населения создать что-то великое в Саудовской Аравии. Все факторы для успеха у этого начинания есть», – такое заявление сделал год назад наследный принц Саудовского королевства – на первом форуме, который СМИ успели назвать «Давосом в пустыне». Тогда Мухаммед бин Сальман, который является автором масштабной программы экономических реформ «Видение-2030», успел удивить собравшихся, презентовав план строительства мегаполиса Неом в пустыне. В этом году предполагалось, что кронпринц поделится с участниками форума дальнейшими амбициозными планами по модернизации монархии.
Однако в это вмешался несчастный случай, как преподносит смерть Хашогги Эр-Рияд, заявляя о том, что журналист скончался в результате внезапной драки в саудовском генконсульстве в Стамбуле. Еще незадолго до всей этой истории организатор форума – саудовский государственный инвестиционный фонд – подтверждал готовность более чем 100 крупных международных инвесторов, глав ведущих компаний, представителей инновационной сферы приехать в Эр-Рияд.
После известных событий список желающих участвовать в конференции стал сокращаться со стремительной скоростью. Первыми отказались от участия главы банка JP Morgan Chase, автоконцерна Ford Motor Company, Uber, HP, Google. Их примеру последовали американские медиагруппы Bloomberg, New York Times, Los Angeles Times и CNN. Британская Financial Times заявила, что больше не будет партнером мероприятия. Владелец Virgin Group Ричард Брэнсон объявил, что приостанавливает переговоры с саудовским суверенным фондом, который планировал инвестировать около 1 млрд долл. в космические проекты миллиардера. К бойкоту инвестиционного форума также присоединились глава Международного валютного фонда Кристин Лагард, министр финансов США Стивен Мнучин, а также глава Mastercard Аджайпал Банга.
В отличие от западного бизнеса российский не намерен отказываться от участия в конференции. Делегацию, как и в прошлом году, возглавит гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. В нее войдут 30 ведущих предпринимателей и глав крупнейших компаний страны, а также общественные деятели. Москва должна поддерживать постоянный диалог с Эр-Риядом и участвовать во всех форумах, которые он проводит, считает экс-посол РФ в Саудовской Аравии Андрей Бакланов. «Думаю, мы должны реагировать на все происходящее, однако не так, чтобы это отражалось на поступательном развитии российско-саудовских отношений. От сотрудничества с Саудовской Аравией напрямую зависит наш бюджет. За последние полтора-два года нам впервые за несколько десятилетий взаимодействия с Эр-Риядом удалось отрегулировать ситуацию на рынке энергоносителей, что позволило выправить бюджет, – пояснил дипломат в беседе с «НГ». – Что касается каких-то эксцессов, то пусть этим занимаются те, кому надлежит с этим разбираться и выносить соответствующие вердикты. Эмоционально реагировать на происходящее не стоит, так как ставки для нас слишком высоки».
Бакланов отметил, что нынешняя внутриполитическая ситуация в монархии носит взрывоопасный характер: там идет жесткое противостояние между различными кланами. Власти, и в особенности наследный принц, продвигают стратегию действий, которую разделяют не все.
Москва в диалоге с Эр-Риядом учитывает нестабильный политический фон в регионе, однако руководствуется национальными интересами, отметил дипломат. «Россия исходит из того, что трудности, имеющиеся в королевстве, никак с ней не связаны, а носят внутренний и региональный характер. Эр-Рияд – партнер, в котором мы заинтересованы, так как мы совместно участвуем в регулировании ценовой планки на энергоносители», – заключил Бакланов.
комментарии(0)