Фото Krisztian Bocsi/Bloomberg via Getty Images
Кризис в когда-то флагмане немецкой журналистики журнале Spiegel («Зеркало») отражает ситуацию на рынке массмедиа в целом и не только немецком. Современному читателю, пользующемуся преимущественно смартфоном, нужна другая информация и скорее новостная, чем аналитическая.
В Spiegel сменили главного редактора. История, которую можно было бы не заметить (ну мало ли в мире меняется главных редакторов), если бы не одно но. Spiegel – один из известнейших и, добавим, авторитетнейших еженедельников Германии. Сам журнал позиционирует себя как «самый значимый информационно-политический журнал Германии и Европы с самым большим тиражом». В среднем еще несколько лет тому назад в неделю продавалось около 1,1 млн экземпляров. В 2004 году журнал читали 5,69 млн. Сейчас его еженедельно прочитывает чуть более 700 тыс. человек.
Как сообщила на днях редакция, после трех с половиной лет службы Клаус Бринкбоймер покидает пост главного редактора. Ему на смену приходит Штеффен Клусманн. Правда, главных редакторов, собственно говоря, будет три, и Клусманн лишь возглавит главную редакцию. Создание журнала в послевоенный период связывается с именем западногерманского журналиста Рудольфа Аугштайна, который и задал ему нынешний критическо-аналитический тон, и его редакция пытается придерживаться до сих пор.
Бывшего редактора обвиняют в снижении продаж бумажной версии (за год на 8%), а также в том, что он не смог наладить координацию с онлайн-изданием, которое возглавляет Барбара Ханс. В новом триумвирате она вошла в руководящий состав как главный редактор онлайн-версии. Утверждают, что все это веление времени, и бумажные тиражи падают у всех СМИ при возрастании значения онлайн-версии. Новое руководство журнала планирует в ближайшие годы увеличить долю онлайновой выручки в обороте издания с нынешних 21 до 40%.
Конечно, будущее Spiegel, как и любого другого издания, зависит от того, что хочет читатель. Именно с таким заголовком в свое время одна из ведущих берлинских газет Tagesspiegel (принадлежит другой издательской группе Хольтцбринков) попыталась проанализировать ситуацию со своим почти двойником (Der Tagesspiegel в переводе означает «Ежедневное зеркало»).
Газета утверждала, что проблемы, с которыми столкнулся Spiegel, характерны и для другого когда-то не менее популярного немецкого еженедельника Stern («Звезда»), штаб-квартира которого, как и Spiegel, находится, в Гамбурге. И самая главная состоит в том, что современного читателя, оснащенного смартфоном, уже мало интересуют солидные многостраничные аналитические статьи. Ему их просто некогда читать.
Это веление времени, которое обозначилось для немецких массмедиа с 2014 года и которое с трудом пытаются переварить маститые и дорогостоящие редактора изданий. Поэтому уже в 2014-м была отменена хозяйственная самостоятельность онлайнового издания (оно тогда являлось дочерней фирмой), которое было включено в состав общей редакции. Но реализация концепции полного слияния двух редакций продвигалась тем не менее с трудом.
комментарии(0)