Китайские проекты стали проблемой для премьера Малайзии Махатхира Мохамада. Фото Reuters |
Новое правительство Малайзии отложило выполнение трех крупных проектов, выполняемых фирмами Китая. Они должны были строить нефте- и газопроводы, а также железную дорогу. Но почти все средства пошли на поддержку проигравшей выборы прежней администрации. По мнению эксперта, удивляться махинациям не приходится, поскольку финансовый сектор находится в руках частного китайского капитала.
Cмена власти в Малайзии произошла в мае после того, как правившая 61 год коалиция «Национальный фронт» потерпела поражение на выборах, уступив в схватке коалиции оппозиционных партий «Альянс надежды», которую возглавил 92-летний бывший премьер Махатхир Мохамад.
«Дед» Махатхир руководил правительством между 1981 и 2003 годами. И он готовил себе на смену Наджиба Разака, который тоже правил многие годы. Разак создал инвестиционный фонд 1MDB, или, как он официально назывался, Malaysia Development Berhad. Цель фонда состояла в том, чтобы превратить часть Куала-Лумпура, главного города страны, в финансовый центр и подхлестнуть экономику. Но вышло иначе. Долг фонда раздувался, раздавались обвинения в нарушении закона и махинациях.
Полагали, что сам премьер Разак получил из этих средств 700 млн долл. Когда полиция после смены власти пришла с обыском, то она обнаружила огромные коллекции драгоценностей и модных сумок, принадлежавших жене Разака.
Разака арестовали, выпустили под залог, но выезд из страны запретили. И вот теперь выясняется, что к этому скандалу причастны китайские предприятия. В результате новое правительство Малайзии отложило выполнение трех крупных инфраструктурных проектов, которые были отданы китайским фирмам, передала Би-би-си.
Два контракта, предусматривавшие строительство нефте- и газопроводов, использовались для того, чтобы отмывать деньги в пользу администрации бывшего главы правительства Разака. Об этом рассказал Тону Пуа, чиновник по особым поручениям Минфина, а в прошлом оппозиционный парламентарий, который должен был изучить горы документов, относящихся к делу 1MDB. Тут и вскрылись связи с китайскими фирмами.
Трубопроводы стоят в целом 2,3 млрд долл. При этом 88% стоимости контракта было выплачено китайской компании China Petroleum Pipeline Bureau, причем за это время было выполнено лишь 13% работ. Строительство не начиналось совсем, завершена только консультационная часть проекта.
«Весь проект похож на надувательство. Деньги передавались китайской компании, а потом деятелям, связанным с предыдущей администрацией», – говорит Тони Пуа. Эти средства использовались, чтобы частично покрыть долги фонда, которые превышают 12 млрд долл.
Министерство финансов Малайзии отложило также строительство железной дороги по восточному побережью страны, которое вела китайская компания. Ведомство заявило, что цена возведения пути – 20 млрд долл. – слишком велика. Такие расходы не окупятся.
Профессор Университета Малайзии Теренс Гомес говорит, что Пекин хотел предоставить инвестиции на стройки, поскольку они являются частью инициативы «Один пояс – один путь», нацеленной на то, чтобы связать Китай с остальной частью Азии и другими регионами. Но оказывается, что у некоторых директоров фирм, реализующих эту инициативу, жажда наживы берет верх над моралью.
Пересмотр контрактов пришелся не по нраву газете Global Times, издаваемой в Пекине. Она предупредила, что Китай может потребовать от Малайзии компенсации, если та будет требовать слишком многого.
Как пишет японская Japan Times, премьер Махатхир переориентировал внешнюю политику страны. Он хочет сближения с Японией и Индией. Но Китай все равно остается для Малайзии важным торговым партнером. В прошлом году товарооборот между ними составил 96,3 млрд долл. Не удивительно, что премьер в августе собирается посетить КНР.
В беседе с «НГ» руководитель отдела Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков отметил, что «в Малайзии идет смена основных трендов и даже людей в правящем классе. Победа Махатхира, формирование совершенно новой политической коалиции – очень важный момент. Новые власти будут рассказывать о коррупции, которая реально существовала в условиях единовластия «Национального фронта» и Объединенной малайской национальной организации, считавшейся ядром этого фронта».
Эксперт полагает, что подробности того, как украли деньги, будут освещаться все шире. Ведь нет препятствий для расследования теперь. «А то, что в Малайзии к этому причастны китайские компании, не удивительно. Любые крупные проекты в Малайзии, да и в соседней Индонезии не могут обойтись без крупного китайского капитала. Финансовая сфера в значительной степени находится в руках китайцев. Причем они работают в тандеме с чиновниками-малайзийцами», – заключил Мосяков.
комментарии(0)