Президент США убежден в плодотворности диалога с российским коллегой. Фото Reuters
Предстоящая 16 июля в Хельсинки встреча президентов РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа станет их первым полноценным саммитом. Ожидается, что лидеры выступят в пользу взаимодействия на таких направлениях, как достижение стратегической стабильности, ограничение гонки вооружений, урегулирование в Сирии и Украине. Встреча уже породила противоречивые оценки по обе стороны Атлантики.
Трамп на встрече с Путиным попытается найти возможности для улучшения отношений между США и Россией и определить области для совместной работы, заявил вице-президент США Майкл Пенс в интервью телеканалу Fox News. Отвечая на вопрос, является ли Путин врагом или другом США, он сказал: «Президент (США) ясно дал понять, что у нас есть интересы, которые сталкиваются с российскими».
Вместе с тем Вашингтону и Москве «следует найти способ работать в сферах, представляющих общие интересы, над поиском долгосрочного решения в Сирии». Кроме того, у США есть вопросы к России, касающиеся Украины, добавил Пенс.
Он напомнил о таких заявлениях Трампа, как вера в диалог. «Он верит в то, что нужно встречаться с лидерами других государств и пытаться определить, где мы можем добиться прогресса в отношениях. И, думаю, он едет на саммит, будучи в значительной степени настроенным на это», – подчеркнул Пенс.
Сам Трамп, отправляясь в европейское турне, включающее участие в саммите НАТО, визит в Великобританию и переговоры с Путиным, назвал встречу в Хельсинки, возможно, самой простой частью его поездки. «Кто бы мог подумать?» – добавил Трамп, беседуя с журналистами. Однако он затруднился сказать, является ли Путин другом или врагом Америки. «Сейчас я не могу ответить на этот вопрос. В моем представлении он конкурент», – отозвался Трамп о российском президенте.
Тем временем на Западе опасаются, что Трамп смягчит отношения с Путиным, разрушив тем самым сложившийся миропорядок. Как пишет лондонская Times, «поддавшись на смутные обещания (Путина) о грядущей разрядке, Трамп отменит военные учения в Европе, а то и решится на что-нибудь хуже». Это может означать раздел сфер влияния, что якобы приведет де-факто к признанию аннексии Крыма и особой роли Москвы в постсоветском пространстве.
Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт и 15 экс-министров иностранных дел ряда стран направили Трампу письмо, в котором предупредили, что игнорировать угрозу со стороны России было бы серьезной ошибкой. Как сообщает Politico, ветераны дипломатии признают, что сотрудничество США с Россией было бы ценным по ряду вопросов. «Однако улучшение отношений с Россией не самоцель, а средство достижения более широких дипломатических целей. Как ясно указано в Стратегии по национальной безопасности вашей администрации, Россия предпринимает усилия, чтобы ослабить влияние США и вызвать раскол между ними и союзниками в Европе», – говорится в послании.
Поскольку саммит будет включать беседу двух лидеров тет-а-тет, не считая переводчиков, Олбрайт посчитала целесообразным дать совет Трампу, как держаться с Путиным. «Я сталкивалась с ним, он очень умен и дисциплинирован. Президент Трамп должен соблюдать большую осторожность, потому что он имеет дело с бывшим сотрудником КГБ, который очень неплохо играет со слабыми картами на руках», – цитирует экс-госсекретаря Politico.
В свою очередь, Эвелин Фаркас, старший научный сотрудник Атлантического совета и бывший заместитель помощника министра обороны США по России, Украине и Евразии, высказалась на страницах Time о том, что должен сделать Трамп для успешного саммита в Хельсинки: «Во-первых, он должен поставить перед Путиным ультиматум, сообщив, что, если правительство РФ продолжит вмешиваться в демократический порядок США посредством хакерства, соцсетей, денег, подкупа или других новоизобретенных средств, США усилят санкции против России, сделав их сродни санкциям против Северной Кореи и Ирана».
Касаясь Сирии, она рекомендует Трампу проинформировать Путина о том, что США и коалиция из 68 стран, сражающаяся с «Исламским государством» (запрещено в РФ), не уйдет из страны, пока не будет введен план переходного периода, предусматривающий уход в отставку президента Башара Асада. Кроме того, Трамп должен поднять вопрос о суверенитете Украины, Грузии и Молдавии, а также напомнить о международном протесте против покушений и убийств оппонентов Кремля в Великобритании и других странах.
«Тогда президент Трамп с некоторым облегчением мог бы воспользоваться возможностью согласиться с Кремлем, подчеркнув опасность вновь начинающейся гонки ядерных вооружений», – считает Фаркас. Хотя, по ее мнению, это во многом связано с нарушением Россией Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).
В Совете по международным отношениям США прогнозируют, что президенты рассмотрят вопрос об открытии каналов для обсуждения проблем контроля над вооружениями. По словам научного сотрудника совета Стивена Сестановича, Трамп и некоторые из его советников заявляли о необходимости решить проблемы, касающиеся бесконтрольной гонки вооружений. Что касается Сирии, то Трамп хочет поднять уровень контактов «с обменов между военными до президентского уровня». Объясняет Сестанович это тем, что война в Сирии вступила в новую фазу и президент США заинтересован как уменьшить масштабы американского участия, так и минимизировать ту роль, которую играет в Сирии Иран, а также возможность войны между Израилем и Ираном. В этом с Трампом согласны госсекретарь Майкл Помпео и помощник президента по национальной безопасности Джон Болтон. Кстати, Болтон, посетивший Москву для подготовки к встрече в Хельсинки, убежден, что в повестке предстоящего саммита также будет возвращение России в G8.
В российском экспертном сообществе перспективы предстоящего саммита оценивают по-разному. Дмитрий Суслов, замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт клуба «Валдай», связывает главное ожидание с тем, что саммит положит конец неконтролируемой эскалации российско-американской конфронтации и превратит эту конфронтацию из неуправляемой в управляемую. «Второе ожидание – это запуск давно назревшего и даже перезревшего российско-американского диалога по вопросам стратегической стабильности, который включал бы в себя и вопросы имеющихся режимов и договоров в области контроля над вооружениями – РСМД и СНВ-3, – сказал эксперт «НГ». – В рамках такого диалога я ожидаю запуск российско-американского сотрудничества по военным вопросам кибербезопасности».
Суслов ожидает предварительной договоренности по Сирии в рамках того, что США признают легитимность Асада, отказываются от попыток его свержения, поддерживают процесс политического урегулирования, который продвигает Россия. В обмен на что Россия пообещает содействовать минимизации военного присутствия Ирана в Сирии.
«И последнее, чего я ожидаю, – так это то, что по итогам саммита Трамп заявит о получении со стороны России гарантии невмешательства в предстоящие промежуточные выборы в Конгресс в ноябре и в принципе гарантии невмешательства во внутриполитические процессы в США. Это самый главный результат, который может быть для Дональда Трампа», – отметил эксперт.
Гораздо более скептически в отношении предстоящей встречи высказался «НГ» президент Института стратегических оценок Александр Коновалов: «В Хельсинки конкретных договоренностей достигнуто не будет. Поэтому ожидать прорыва в российско-американских отношениях не следует. Это будет совсем не та встреча, которая состоялась между Горбачевым и Рейганом после того, когда он говорил, что СССР – империя зла».
По мнению эксперта, Трамп должен продемонстрировать, что, несмотря возражения антироссийского истеблишмента, он все-таки настоял на встрече с Путиным. «Думаю, что сложилась такая ситуация, когда Трамп стукнул кулаком по столу: в конце концов я президент или нет?» – полагает Коновалов.
комментарии(0)