Фото: SeongJoon Cho/Bloomberg via Getty Images
Разведка США утверждает, что Пхеньян обманывает Вашингтон: он увеличил выпуск оружейного урана, несмотря на то что обещал добиваться очищения Корейского полуострова от ядерного оружия. На самом деле, помимо реактора в Йонбене в Северной Корее есть по меньшей мере еще один объект для обогащения ядерного топлива. США хотят, чтобы Север передал им все сведения о своем ядерном арсенале.
В последние месяцы КНДР ускорила темпы работы на предприятиях, которые поставляют компоненты для ядерных вооружений. Их местонахождение – гостайна. Представители ЦРУ и других разведывательных ведомств США сказали NBC News, что лидер Северной Кореи Ким Чен Ын решил выбить из администрации президента США Дональда Трампа максимальные уступки.
В то же время Ким намерен любыми способами сохранить ядерное оружие, которое необходимо для его выживания. А ведь Трамп пошел на уступку, сказав, что положит конец совместным военным учениям между США и Южной Кореей.
«Есть абсолютно бесспорное свидетельство того, что северокорейцы пытаются обмануть США», – заявил телекомпании чиновник на условиях анонимности. Четверо других чиновников выразились более обтекаемо. Они сказали, что Север преднамеренно пытается ввести США в заблуждение. Так и раньше было. Есть много вещей, которые северокорейцы давно пытаются скрыть от американцев.
Эти откровения изложены в докладе разведок, передал Fox News. В докладе указывается, что Северная Корея обладает по крайней мере еще одним незадекларированным центром помимо Йонбена, где происходит обогащение ядерного топлива.
Джоэл Уит, бывший американский дипломат, который участвовал в подготовке ядерного соглашения между США и Северной Кореей в 1994 году, полагает, что у КНДР помимо Йонбена есть еще один центр обогащения топлива, но его название не было раскрыто. А могут существовать и другие центры. Вот почему Вашингтон хочет, чтобы Северная Корея поделилась с ним этой тайной, не требуя ничего взамен.
Брус Клингер, бывший аналитик ЦРУ, говорит, что работы по обогащению несовместимы с провозглашенным северокорейцами намерением отказаться от ядерной программы. «Зачем расширять масштабы этой работы, если по соглашению с США она будет не нужна?» – спрашивает аналитик.
Вышеупомянутые чиновники разведки утверждают, что Пхеньян хочет обмануть американцев по трем критериям: по числу центров переработки топлива, по числу единиц ядерного оружия и по числу ракет. Такая оценка опирается, в частности, на доклад ученых группы 38 North, в котором говорится, что комплекс в Йонбене модернизируется (см. «НГ» от 29.06.18).
Разоблачения безымянных представителей разведки легко вписались в кампанию критики Трампа, которую ведут в США либеральные СМИ, в частности газета Washington Post. Она пишет, что Ким вообще не обещал начать немедленно полную денуклеаризацию Северной Кореи, как утверждал Трамп в Twitter. Точно так же вопреки заявлению госсекретаря США Майкла Помпео Север не собирается позволить США проверять, как идет денуклеаризация.
На ее пути возникли большие препятствия. Сам термин «денуклеаризация» может быть истолкован каждой стороной по-разному и мало к чему обязывает их. Северная Корея может трактовать его в таком ключе, который не предусматривает разоружения или демонтажа программы ядерного оружия.
Если даже КНДР предпримет шаги по ограничению ядерной программы, они не будут ни окончательными, ни немедленными. Заявление Трампа и Кима призывает к нормализации отношений между США и Северной Кореей, к созданию режима длительного и прочного мира и только после этого обязывает Северную Корею действовать ради полной денуклеаризации Корейского полуострова. Пхеньян настаивает на том, чтобы этот процесс шел шаг за шагом.
Чрезвычайно важно, что сингапурское заявление говорит о денуклеаризации всего Корейского полуострова, а не только одной Северной Кореи. Эта фраза налагает обязательство также и на США. По крайней мере в том смысле, что они должны прекратить свою враждебную политику и отказаться от «ядерного зонтика», которым они прикрывают Южную Корею. Отсюда следует, что Северная Корея не собирается становиться безъядерной одна или становиться ею первой.
Еще одно препятствие – верификация. Ким вряд ли позволит глубокую проверку. И у него есть резон для этого, ведь потенциально она потребует раскрыть секреты расположения ядерных центров и даже размещения ядерных вооружений. А что, если США пересмотрят соглашение и решат разоружить КНДР с помощью силы? Об этом северокорейское руководство тоже, вероятно, размышляет. На вопрос верификации тоже надо найти ответ. Иначе политическая температура в Корее может подняться так же быстро, как она опустилась.
комментарии(0)