Дональд Трамп предупредил, что в будущем продукция Harley-Davidson может быть обложена дополнительными налогами. Фото Reuters
Мотоконцерн Harley-Davidson объявил о частичном выводе производства из США: к такому решению в компании пришли после введения Евросоюзом пошлин на перечень американских товаров, в который попали и легендарные мотоциклы. Президент Дональд Трамп назвал такое решение пораженческим. При этом сама американская администрация отступать в торговой войне пока не намерена: вдобавок к тарифам на импортную сталь уже в скором времени Белый дом может ввести пошлины еще и на европейские автомобили.
Согласно сообщению руководства мотоконцерна, часть его производств будет выведена за рубеж – в частности, в Азию, пишут американские СМИ. Такое решение в Harley-Davidson связали с ростом себестоимости своей продукции: из-за пошлин ЕС цена производства одного мотоцикла для экспорта в Европу вырастет на 2,2 тыс. долл.
На днях в силу вступили тарифы ЕС на американский экспорт на сумму в 2,8 млрд евро. Пошлины будут взиматься с произведенных в США мотоциклов, виски, прогулочных яхт и других категорий продукции.
Эти тарифы – ответ Брюсселя на протекционистские инициативы Трампа, который этой весной ввел пошлины на импортные сталь (25%) и алюминий (10%). Свои шаги Белый дом обосновал требованиями национальной безопасности – якобы переизбыток импортного алюминия по заниженным ценам угрожает банкротством стратегически важным американским компаниям. Контрмеры в отношении США, помимо ЕС, также анонсировали Канада, Индия и Китай.
В условиях, когда Америка находится в торговом конфликте с другими странами, решение Harley-Davidson является в равной степени пораженческим и неблагодарным по отношению к властям, считает Трамп. «Удивлен, что из всех компаний именно Harley-Davidson решил выбросить белый флаг. Я боролся за них, и в конце концов они не будут платить тарифы, поставляя продукцию в ЕС, который нанес нам торговый ущерб…» – написал американский лидер в Twitter.
Президент также обратил внимание, что пошлины – всего лишь удобный предлог, обосновывающий решение Harley-Davidson создавать новые рабочие места за пределами США. «О намерениях перенести большую часть своего производства из Канзаса в Таиланд Harley-Davidson сказал еще в начале этого года, то есть до того, как тарифы были анонсированы», – пояснил американский лидер в своем микроблоге.
Теперь Трамп намерен «наказать» Harley-Davidson, чтобы показать риски вывода производства из США другим фирмам. «Когда я общался с представителями Harley-Davidson в Белом доме, то рассказал им о завышенных тарифах, которые взимают другие страны – например, Индия. На сегодняшний же день компании возвращаются обратно в Америку. И Harley должны знать, что не смогут продавать свою продукцию в США, не уплачивая при этом большой налог!» – пригрозил президент.
Так или иначе, решение мотоконцерна не поубавило решимости Трампа продолжать торговую войну. Как подчеркнул хозяин Белого дома, оказывать давление на торговых партнеров он намерен до тех пор, пока те «не упразднят тарифы и другие торговые барьеры, которые годами использовались против наших фермеров, рабочих и компаний». «Они должны играть честно, или им придется платить пошлины!» – заявил он.
Пока что главными целями Вашингтона в торговой войне остаются Китай и Евросоюз. На днях Трамп пообещал ввести тарифы на китайскую продукцию на сумму 200 млрд долл., а если Пекин ответит на эти меры, «то еще на 200 млрд долл.».
Смягчать свою линию Вашингтон не собирается и в отношениях с ЕС: «Если тарифы и другие торговые барьеры, которые Европейский союз уже в течение долгого времени применяет к США… не будут в скором времени упразднены, то мы намерены ввести пошлины в 20% на все их автомобили… Пускай строят их здесь!»
Трамп – убежденный сторонник «меркантилистского» подхода к торговле и расценивает наличие торгового дефицита с другими странами как априори серьезную проблему, заявил «НГ» доцент Школы менеджмента при Университете Гренобля Грегори Ванель. Цель, которую поставило перед собой руководство США, – переписать правила мировой торговли, опираясь в реализации этого проекта на три стержневых принципа. «Во-первых, использовать односторонние пошлины как инструмент в торговой войне, во-вторых, превратить Всемирную торговую организацию в главную площадку торговых переговоров, и, наконец, в-третьих, привлечь на территорию США как можно больше фирм, в том числе путем снижения налогов внутри страны и борьбой с налоговыми убежищами», – пояснил эксперт.
По словам Ванеля, именно в этом контексте стоит рассматривать торговый прессинг США в отношении Китая и ЕС: и упомянутое Трампом предложение по введению тарифов на европейские автомобили нанесло бы ряду стран и их индустриям «действительно серьезный урон». Причем больше всего от таких действий пострадает лидер сообщества – ФРГ. «Ежегодно Германия поставляет в США автомобильной продукции на 31 млрд долл. А из 10 крупнейших европейских брендов авто, которые экспортируют в США, первые четыре являются немецкими, и они одни обеспечивают 82% продаж европейских авто в Америке», – пояснил эксперт, подчеркнув, что в случае введения тарифов немецкие фирмы наверняка потеряют значительную долю на американском рынке.
Обратить вспять действия Трампа в ближайшей перспективе ЕС вряд ли удастся, полагает Ванель. Напомним, что ранее Брюссель обратился в ВТО с жалобой, указав, что введенные Вашингтоном тарифы не служат интересам национальной безопасности. «Но проблема состоит в том, что у Евросоюза нет особых шансов добиться отмены действий американских пошлин до того, как они нанесут ущерб европейской индустрии, – заметил эксперт. – Ведь даже при самом оптимистичном сценарии процедура рассмотрения жалобы ЕС в ВТО займет около трех лет».
В то же время, рассуждает Ванель, в долгосрочной перспективе стратегия Трампа едва ли окажется успешной, так как содержит в себе одно существенное противоречие. В частности, неясно, как американская администрация собирается одновременно вести мягкую бюджетную политику, повышая расходы и сокращая налоги, и привлекать на свою территорию больше производств. Ведь в конечном итоге рост бюджетного дефицита приведет к повышению Федеральной резервной системой ключевых ставок, что, в свою очередь, повысит курс доллара и таким образом повысит издержки экспорта из США за рубеж.
«Дональд Трамп предлагает автоконцернам из Германии делать автомобили, которые сегодня они поставляют из Европы, непосредственно в Соединенных Штатах. Но насколько им будет интересно такое предложение, учитывая вероятный рост доллара из-за фискальной политики президента?» – задается вопросом Ванель.
комментарии(0)