Фото Andrew Harrer/Bloomberg via Getty Images
Противоречия между США и ведущими игроками в глобальной торговле набирают обороты. В начале июля в силу должны вступить заградительные пошлины на ввоз американских товаров, анонсированные Евросоюзом и Китаем в качестве ответа на введенные Вашингтоном ранее тарифы. Впрочем, на этом конфронтация едва ли закончится. Как сообщает издание Politico, в ближайшее время Белый дом может применить тарифы к импортным автомобилям.
В субботу китайское руководство объявило о решении ввести пошлины размером в 25% на 545 категорий американской продукции общим объемом 34 млрд долл. Список товаров включает в том числе соя-бобы, виски, внедорожники. Тарифы начнут применяться с 6 июля.
Помимо этого, Пекин допустил, что в будущем введет дополнительные ограничения на импорт из США энергоносителей, включая уголь и нефтепродукты.
Такой шаг Китая – свидетельство провала дискуссий о конце торгового противостояния, которые представители Пекина и Вашингтона вели в течение последних нескольких месяцев (см. «НГ» от 05.06.18). «Все подвижки в переговорах на торговом направлении, достигнутые ранее двумя сторонами, стоит считать аннулированными», – утверждается в сообщении Министерства торговли Поднебесной.
Кроме Китая конкретные контрмеры против Вашингтона анонсировали Индия и Евросоюз. Так, в конце прошлой недели 28 стран ЕС проголосовали за введение пошлин на товары американского экспорта общим объемом 2,8 млрд евро. В списке фигурируют такие позиции, как сельхозпродукция (кукуруза, рис, клюква), продукты питания (апельсиновый сок, арахисовое масло и табачные изделия), одежда, металлургическая продукция и мотоциклы.
Следующим шагом должно стать утверждение этих тарифов Еврокомиссией, ближайшее заседание которой намечено на среду. Планируется, что действие пошлин вступит в силу к началу июля. Ранее председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер называл недопустимыми односторонние действия США в рамках международной торговли.
Наконец, в воскресенье свой ответ на рестрикции США представила Индия. Под действие ее пошлин подпадут 30 категорий американского экспорта – от мотоциклов и товаров из стали до сельхозпродукции и продовольствия (миндаль, грецкие орехи, яблоки). Причем размер тарифов на некоторые из этих позиций, в частности мотоциклы, могут достигать 50%. Об этом сообщает издание Times of India.
Анонсированные ЕС, Индией и Китаем меры – ответ на протекционистские шаги США на торговом направлении. Напомним, что ранее Белый дом ввел заградительные пошлины на импорт стали (25%) и алюминия (10%). К большинству стран эти тарифы начали применяться еще в апреле, к членам Евросоюза, Канады и Мексики – с 1 июня (см. «НГ» от 04.06.18). Свое решение Вашингтон объяснил требованиями национальной безопасности – якобы переизбыток импортного алюминия по заниженным ценам угрожает банкротством стратегически важным американским компаниям.
Помимо прочего, в июне Белый дом ввел дополнительные пошлины против Китая. Свое решение американская администрация объяснила борьбой с приписываемой Пекину систематической кражей интеллектуальной собственности. Под действие тарифов подпали в том числе бульдозеры, вертолеты и автотехника.
Нынешние противоречия – еще не кульминация торговой войны, и в ближайшем будущем конфронтация обещает только усилиться, отмечают обозреватели. В частности, по данным Politico, президент США Дональд Трамп уже поручил Министерству торговли объявить зарубежные автомобили угрозой национальной безопасности. Планируется, что с соответствующим заявлением ведомство должно выступить до старта кампании республиканцев в преддверии промежуточных выборов в Конгресс, которые пройдут в ноябре.
Как сообщает издание, Трамп надеется, что тарифы на ввоз автомобилей помогут ему заручиться дополнительной поддержкой среди избирателей. «И если смотреть на ситуацию в некоторых регионах, в какой-то степени его расчеты могут оказаться верны, – утверждает Politico. – Мгновенные последствия от введения тарифов сложно предсказать, но символизм таких мер почти наверняка будет резонировать среди избирателей в ржавом поясе». Как рассказал изданию представитель американской администрации, Трамп рассчитывает, что пошлины закрепят за ним и его партией статус защитников интересов рабочих.
О вероятном введении пошлин на автомобили свидетельствуют и заявления советника президента по экономике Питера Наварро. С критикой в адрес торговых партнеров США, которые ведут нечестную конкуренцию в автомобильном секторе, он выступил на страницах издания New York Times. «Тогда как пошлины Соединенных Штатов в отношении автомобилей из Германии и других стран Европейского союза составляют 2,5%, пошлины Европейского союза (на американские автомобили. – «НГ»)… равны 10%. В таких условиях неудивительно, что Германия продает нам в три раза больше машин, чем мы экспортируем в Германию», – посетовал Наварро, подчеркнув необходимость восстановления справедливости в мировой торговле.
В экспертной среде введение США тарифов на автомобили сочли вполне возможным. «С одной стороны, значительная часть потребителей в США привыкла покупать машины из ЕС, – сказал «НГ» научный руководитель экономического направления Института США и Канады РАН Виктор Супян. – С другой – такой шаг вполне вероятен, учитывая патриотическую ориентацию американских избирателей, готовых поддерживать отечественную индустрию – особенно если качество авто из США удастся как-то улучшить».
комментарии(0)