Муктада ас-Садр выступает против иностранного вмешательства в дела Ирака. Фото Reuters |
Руководство США и лидировавший на парламентских выборах в Ираке блок шиитского проповедника Муктады ас-Садра «Сайрун» открыли опосредованные каналы связи, чтобы обсудить судьбу ближневосточной страны. Не исключено, что фигура религиозного лидера, в котором видят жесткого противника политики Тегерана, будет использована Вашингтоном в его антииранской игре. Похоже, США не смущает, что в прошлом ас-Садр вел против них войну в Ираке.
О канале связи между американцами и показавшими неплохие результаты на выборах в парламент Ирака соратниками ас-Садра рассказал его главный помощник Дийя аль-Асади, который уточнил, что США обратились к политическому блоку через посредников. «Они спрашивали, какой будет позиция садристского движения, когда оно придет к власти», – цитирует Reuters аль-Асади. «Сайрун» по итогам голосования вышел на первые позиции (54 кресла в парламенте), однако создание правительства все равно потребует от него диалога с другими политическими силами. Аль-Асади пояснил, что вопросы у США вызывало и то, может ли повториться ситуация с шиитским восстанием. Как известно, ас-Садр возглавил в Ираке вооруженное противостояние американским военнослужащим в 2003 году, сформировав добровольческую армию «Джейш аль-Махди» («Армия Махди»). Тогда проповедник выступал против ввода иностранных войск в Ирак.
Ас-Садра нельзя упрекнуть в непоследовательности. Недавно религиозный лидер написал в Twitter, что вмешиваться в дела Ирака извне недопустимо. За день до появления этой записи стало известно, что Ирак посетил один из известных руководителей элитных иранских спецподразделений – Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Генерал Касем Сулеймани провел в Багдаде переговоры с лидерами политических сил, лояльных Тегерану. Так, в особо охраняемой правительственной зоне столицы он встретился с вице-президентом Ирака Нури аль-Малики (коалиция «Государство закона») и Хади аль-Амири (блок «Фатх», который тесно связан с шиитским ополчением). По данным иракских СМИ, целью визита Сулеймани стало создание подконтрольного Ирану коалиционного правительства.
Об антииранском крене политики ас-Садра говорят давно. Новую подпитку эти разговоры получили после поездки шиитского проповедника в суннитскую Саудовскую Аравию в августе 2017 года, где он встретился с наследным принцем Мухаммедом бин Сальманом, обсудив проблемы восстановления пострадавших от войны районов Ирака. Сторонники проповедника даже прозвали его «Муктадой Аль Саудом», насмехаясь над его связями с саудовским правящим домом. При этом клерикальному лидеру не забыли припомнить, что он побывал в государстве, предавшем суду и казнившем в 2016 году видного шиитского богослова Нимра аль-Нимра. После Саудовской Аравии ас-Садр вернулся домой, а затем отправился в Объединенные Арабские Эмираты. Наблюдатели сочли визиты проповедника свидетельством того, что аравийские монархии всерьез обдумывают план по расширению своего влияния в Ираке, чтобы не дать иранскому руководству полностью превратить пострадавшую от многолетнего конфликта страну в свой политический плацдарм.
«Манифест ас-Садра делает упор на самоопределении и независимой внешней политике, что, конечно, отличает его от поддерживаемых Ираном фигур – например, таких как Хади аль-Амири с его альянсом «Фатх», – пояснил «НГ» научный сотрудник лондонского Университета Сити Бамо Нури. – Садр твердо выступает против коррупции, а это привлекает массы».
Эксперт напоминает, что Ирак находится на 169-й строчке из возможных 180 в рейтинге коррумпированных стран по версии Transparency International. «Ас-Садр уже доказал свою приверженность борьбе с коррупцией, запретив почти всем бывшим депутатам, входившим в его альянс, участвовать в выборах в этом году. Несмотря на то что такой подход можно поставить под сомнение, поскольку депутаты могут оказаться эффективными в своей роли, это – попытка Садра убедить всех в том, что деньги не являются приоритетом и что политика – это не просто получение зарплаты. Кроме того, ас-Садр объединился с Иракской коммунистической партией для поощрения более широкого участия иракских технократов в любом будущем правительстве». Единственной силой, которая увеличит иранское присутствие в Ираке, являются аль-Амири и его сторонники, отмечает эксперт.
В разговоре с Reuters Дийя аль-Асади сообщил, что после голосования в Ираке руководство «Сайруна» отправило приглашение иранскому послу в Багдаде с просьбой встретиться. Глава дипмиссии извинился и сказал, что не может принять приглашение. Вероятно, степень враждебности, которую испытывают в Тегеране по отношению к ас-Садру, действительно велика. Однако именно это делает его привлекательной фигурой для США и монархий Персидского залива, сделавших борьбу с Ираном одним из главных направлений своей внешней политики.
«В настоящее время хорошо известно, что большинство иракцев, включая шиитов, хотят держать Иран с его экспансионистскими планами на дистанции и не желают, чтобы их использовали как пешку в региональных конфликтах», – заявил Нури «НГ». Поэтому в том, что позиции ас-Садра прочны в Ираке, сомневаться не приходится.
комментарии(0)