Премьер-министр Японии Синдзо Абэ (в центре) приложил немало усилий, чтобы устроить встречу со своим китайским коллегой Ли Кэцяном и президентом Южной Кореи Мун Чже Ином. Фото Reuters
Лидеры Японии, Китая и Южной Кореи на трехстороннем саммите, состоявшемся в Токио, высказались за удаление ядерного оружия с Корейского полуострова. Иными словами, они поддержали решение президента США Дональда Трампа встретиться с руководителем КНДР Ким Чен Ыном. Но одновременно они укололи главу Белого дома за протекционизм.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, премьер-министр КНР Ли Кэцян и президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин выступили в Токио за денуклеаризацию Корейского полуострова. Они призвали к полному выполнению резолюций ООН по КНДР. Но подход к тому, как заставить Пхеньян избавиться от ядерного арсенала, оказался у участников встречи разным.
Токио и Сеул, по сообщению газеты Japan Times, твердо придерживаются мнения, что на Северную Корею надо оказывать максимальный нажим, пока она не пойдет на полную денуклеаризацию. А Китай предпочитает, чтобы санкции против Пхеньяна были постепенно сняты.
Возможное улучшение отношений между Пхеньяном и Вашингтоном может побудить Северную Корею открыть свой рынок миру. А это, в свою очередь, создаст для Китая перспективу еще дальше раздвинуть пространство для своей гигантской экономики.
И все же, каков главный итог саммита? В беседе с «НГ» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов сказал, что встреча стала дипломатическим успехом Абэ.
«Абэ делал большую ставку на саммит, – отметил эксперт. – За последние пять лет, что находился у власти, он посетил более 70 стран, некоторые дважды. Раньше ни один премьер этого не делал. Но с этим тройственным саммитом никак не получалось. Проблема в том, что у Японии очень сложные отношения с Китаем и далеко не благополучные отношения с Южной Кореей. С Китаем напряженность связана со спором из-за островов Сенкаку (Дяоюйдао – по-китайски), с разным подходом к событиям истории. С Южной Кореей тоже осложнения из-за территориального спора и событий Второй мировой войны, когда японцы использовали кореянок как женщин «для утешения». В результате Япония, которая всегда призывала к сильнейшему давлению на КНДР, оказалась в Северо-Восточной Азии фактически на обочине процесса разрядки. Через голову Абэ была достигнута договоренность о встрече Трампа с Кимом. Затем состоялась встреча руководителей двух корейских государств».
И когда Абэ удалось созвать трехсторонний саммит, то, конечно, это для него стало большой победой, отметил эксперт. «Китайские руководители давно не ездили в Японию, – пояснил Кистанов. – Председатель КНР Си Цзиньпин тоже не ездил туда. И вот сейчас достигнута договоренность, что Абэ и Си обменяются визитами. Это большая подвижка. Происходит потепление японо-китайских отношений. Большим достижением визита Ли Кэцяна стало то, что достигнута договоренность между вооруженными силами Японии и Китая об установлении горячей линии. Это снизит риски неспровоцированных инцидентов, военного столкновения».
Словом, отношения Японии с КНР и Южной Кореей улучшились. А Абэ вернул свою страну в процесс северокорейского урегулирования, заключил эксперт.
Возникает вопрос: а будет ли Россия участвовать в урегулировании кризиса в Корее? В возможном соглашении об окончании войны на полуострове она вряд ли станет подписантом. Ведь перемирие в 1953 году заключили три стороны – США, воевавшие под флагом ООН, КНДР и китайские «добровольцы».
Российская военная мощь остается, конечно, фактором, с которым никто в Северо-Восточной Азии не может не считаться. И на предыдущей, шестисторонней стадии переговоров о ядерном разоружении КНДР Москва была полноправным участником. Но, учитывая нынешнее состояние российско-американских отношений, Вашингтон вполне может «уговорить» своих союзников не привлекать Россию к переговорам.
Правда, отношения между США и их военно-политическими партнерами в регионе тоже отнюдь не безмятежные. Недаром в заявлении Токио, Пекина и Сеула по итогам саммита содержится призыв к продвижению глобализации и свободной торговли, что звучит как немой укор Трампу с его протекционизмом.
комментарии(0)