Пока сложно представить, чтобы у Хайко Мааса сложились неформальные отношения с Сергеем Лавровым. Источник фото: www.auswaertiges-amt.de
Российский МИД был довольно сдержан в оценке результатов встречи и.о. министра иностранных дел России Сергея Лаврова и нового министра иностранных дел Германии Хайко Мааса. В сообщении для прессы министерство сообщило об обмене мнениями по широкому кругу вопросов российско-германской повестки дня. Говорилось о позитивной динамике двустороннего диалога и обсуждении некоторых практических аспектов российско-германского сотрудничества.
В переводе с дипломатического языка это означает, что стороны изложили свои позиции, но особо друг на друга не нападали. Перечисленные обсужденные темы в целом совпадали с заявленными, в числе которых ход реализации Минских договоренностей по урегулированию украинского кризиса, перспективы взаимодействия в рамках «нормандского формата», продвижение мирного процесса в Сирии, ситуация на Ближнем Востоке. Судя по всему. основной темой была иранская в свете решения США выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД).
Несомненно, что визит Мааса в Москве ждали. Лавров указал на имеющуюся, по его мнению, обоюдную заинтересованность в регулярном диалоге, подчеркнув, что это довольно значимо, особенно в нынешней ситуации в Европе и в мире в целом. Он отметил также готовность России к совместной работе с Берлином по самому широкому спектру направлений , представляющих взаимный интерес, с опорой на солидный фундамент, который был наработан в прошлые годы и который Москва хотела бы сохранить.
Ясно, также, что сегодня российско-германские отношения носят далеко не безоблачный характер, и дело не в только в разной оценке последствий смены режима в Киеве в 2014 году, включая видение ситуации на востоке Украины, но и в том, что касается конкретных действий США и их партнеров по НАТО в Сирии. И даже уклончивый ответ Лаврова на пресс-конференции по итогам встречи министров на вопрос одного из корреспондентов относительно якобы прозвучавшего из уст немецкого министра обвинения в том, что российская внешняя политика является все более враждебной, говорит о непростых отношениях двух государств. Но главное, что заметное охлаждение отношений, пик которого пришелся на недавнюю взаимную высылку дипломатов (Германия тем самым солидаризировалась с Великобританией в оценке «дела Скрипаля») , видимо, вызывает озабоченность и в Берлине .
В этом плане интересно проанализировать реакцию немецких СМИ на встречу Лаврова и Мааса. Как отмечает одно из самых солидных немецких изданий еженедельник Spiegel, визит Мааса, состоявшийся до формального утверждения нового состава российского правительства, представляет собой попытку «склеить более чем перекошенные» российско-германские отношения. Журнал вспоминает, что, несмотря на разногласия с предшественниками Мааса, Лавров позволял себе поддерживать с ними неформальные отношения. Со времени прихода в немецкий МИД Мааса, который предпринял корректировку курса в отношении Москвы, такое себе невозможно представить.Более того, подчеркивает Spiegel, Москва «раздражена и разочарована антироссийской риторикой нового министра».
Социал-демократ Маас, отмечает другое, не менее влиятельное немецкое издание, а именно еженедельная газета Zeit, использовал данную пресс-конференцию, чтобы одновременно довести до сведения и Москвы, и своих критиков в рядах немецких социал-демократов, что он не считает позицию России открытой в вопросе «аферы с нервно-паралитическим газом и хакерской атаки на немецкий МИД». Другими словами, хотя подтекст этого заявления был скорее ироническим, Маас во главу угла своей позиции в отношении Москвы все-таки ставит весьма сомнительную историю с отравлением двойного агента Скрипаля и не менее сомнительную и недоказанную историю с российским следом в хакерском взломе сайта немецкого МИДа. Правда, немецкий министр, подчеркивает Zeit, призвал быть открытым в отношении друг друга, что , мол, позволит постепенно все важные проблемы разрешить и добиться конкретных результатов.
Судя по заявлению российского МИДа такой же позиции придерживается и Москва. Тем более, что для ее реализации имеются многочисленные и опробованные годами механизмы и не только на межправительственном уровне. В этой связи в заявлении российского МИДа были упомянуты «Петербургский диалог», Потсдамские встречи, регионально-муниципальные партнерства, экономическое сотрудничество.
комментарии(0)