На фото встреча министров иностранных дел России и Германии. Фото из официального аккаунта МИД РФ в Twitter
Действия президента Дональда Трампа, судя по всему, внесли весомый вклад в подготовку первого визита в Москву нового германского министра иностранных дел Хейко Мааса для переговоров с российским коллегой Сергеем Лавровым. Предполагалось (во всяком случае российской стороной), что одной из главных тем должен стать проект газопровода «Северный поток-2». В пользу этого говорили несколько фактов. Накануне визита российский посол в Берлине Сергей Нечаев выступил с интервью в газете Neue Osnabruecker Zeitung. И его главной темой стал «Северный поток-2». Газета вынесла в начало статьи слова о том, что Россия хотела бы призвать Германию, которую посол счел возможным назвать «нашим партнером», к прагматизму и рассудительности.
Газета прямо указывала, что во время своего визита в Москву Маас, ранее бросившийся в глаза своим крайне критическим отношением к России, включая не только внешнюю, но даже внутреннюю политику страны, намерен был затронуть, прежде всего, темы Сирии и положения на востоке Украины. А «Северный поток-2», якобы, в качестве темы предложила как раз Москва, исходившая из актуальности настоящего и будущего энергетического сотрудничества России с Европой и с Германией. Понятно, что имелись в виду существенные расхождения внутри ЕС по этому вопросу и растущее давление США, усматривающих в препятствии строительству «Северного потока-2» собственный корыстный экономический интерес. Так что без его обсуждения вряд ли можно было бы обойтись. Тем более, что в воскресенье в Москву прибываетт новый министр экономики Петер Альтмайер. А на середину мая намечена уже встреча федерального канцлера Ангелы Меркель с президентом Владимиром Путиным в Сочи. И, как известно, Меркель, правда с некоторыми оговорками, касающимися сохранения украинского транзита, все-таки поддерживает проект «Северного потока-2».
Понятно также, что просто так накануне столь важного внешнеполитического события как визит, тем более первого министра иностранных дел такого важного для России соседа как ФРГ, интервью не раздаются и скорее всего его текст согласовывался с МИДом.
Можно было бы также предположить, что в контексте сирийской проблемы Маас затронет и «дело Скрипаля» (ведь в обоих случаях по версии британского правительства речь шла об использовании химического оружия). Тем более, что Лондон до сих пор намеревался продолжить свою кампанию по международной изоляции России.
Однако, ведущей темой переговоров на этот раз стал Иран, а точнее судьба договора о ядерной программе Ираны, о выходе из которого США объявили накануне визита Мааса в Москву. И хотя подобные действия Дональда Трампа ожидались, поскольку он еще во время предвыборной кампании объявил о тремлении расторгнуть этот договор, какие-то надежды еще оставались. Ведь и во времена прошедших визитов в Вашингтон французского президента Эмманюэля Макрона и Ангелы Меркель оба ведущих европейских политика пытались отговорить Трампа от опрометчивого шага с непредсказуемыми последствиями не только для США и Ирана, но и для Европы, России и Ближнего Востока. Ведь, как отмечает в этой связи одна из крупнейших немецких газет Sueddeutsche Zeitung, выйдя из договора, Трамп подал «фатальный сигнал о ненадежности Соединенных Штатов».
Как передает немецкое государственное информационное агентство Deutsche Welle (DW), после обещания президента США ввести против Ирана экономические санкции недавно прибывший американский посол в ФРГ призвал Берлин «немедленно» прекратить сотрудничество с Ираном. Об этом посол написал в Twitter 8 мая.
Как известно, несмотря на выход США из соглашения по ядерной программе Ирана, Германия, Франция, Великобритания, Россия и Китай намерены по-прежнему выполнять условия сделки. 9 мая Евросоюз вновь подтвердил, что продолжит выполнять условия принятого в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). В совместном заявлении 28 государств ЕС гарантировали, что не будут восстанавливать снятые в рамках соглашения санкции против Ирана, если эта страна продолжит выполнять соответствующие обязательства. «Снятие введенных в связи с ядерной программой санкций является неотъемлемой частью соглашения», – указывается в документе. В свою очередь министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подтвердил, что Москва также остается участником СВПД.
Между тем в Иране считают, подчеркивает DW, что после выхода из соглашения США Тегеран не обязан придерживаться его выполнения. Председатель иранского парламента Али Лариджани назвал решение Трампа «дипломатическим шоу» и заявил, что оно представляет собой угрозу миру и безопасности. Вместе с тем иранское руководство намерено подождать несколько недель, чтобы оценить последствия шага США. В течение этого времени европейцы должны доказать, что способны поддержать своим авторитетом урегулирование проблемы вокруг СВПД.
Именно за эти оставшиеся недели Германия должна попытаться найти решение, которое поможет смягчить последствия такого жесткого американского вызова всему миру. И здесь речь идет и о сохранении мира на Ближнем Востоке, и о возможном противодействии ограничениям, которым будут подвергнуты немецкие компании, работающие на американском рынке, поскольку немцы не намерены сворачивать свои экономические отношения с Тегераном и вновь присоединяться к санкциям против него.
Поэтому сейчас Европа вынуждена искать в лице Москвы партнера для согласования совместных действий по выходу из кризиса, в который ввергнул планету действующий президент США. Это отразится, скорее всего, на всем комплексе проблем взаимоотношений между ЕС и Россией. В какой степени это произойдет, покажут переговоры и с другими видными немецкими политиками уже в самое ближайшее время.
комментарии(0)