Новый китайский авианосец является усовершенствованной копией «Ляонина». Фото с сайта www.news.cn
Буксиры выводят из верфи в городе Далянь авианосец. Его готовят к первому плаванию в открытом море на этой неделе. Событие привлекло внимание СМИ в Азии. Дело в том, что корабль № 001А, не имеющий пока имени, – это авианосец, построенный в КНР. Предыдущие были куплены у Австралии и Украины. Новинка вступит в строй через несколько лет. Тем не менее она, по мнению эксперта, вынудит США больше считаться с интересами Китая на морях.
Управление по безопасности на море китайской провинции Ляонин объявило три района в Бохайском заливе и Желтом море запретными. Там с 20 по 28 апреля проходят военные мероприятия. Эти районы расположены близ верфи в Даляне, где строился авианосец.
Китайский военный эксперт сказал газете South China Morning Post, что авианосец вступит в строй на 12 месяцев ранее, чем планировалось. Это объясняется усилением соперничества с США.
Другой военный источник пояснил, что тестирование охватит основные функции корабля, включая подачу энергии, системы радара и связи, а также проверку, нет ли утечек в корпусе. Но корабль, как ожидают, не выйдет далеко в море, за пределы Бохайского залива.
Новый корабль представляет собой модернизированную версию единственного действующего авианосца «Лоянин» класса «Адмирал Кузнецов». У него пока нет имени, он обозначается под номером 001А.
Источники South China Morning Post напоминают, «Ляонину» потребовалось шесть лет, чтобы стать боевым кораблем. Это объяснялось тем, у КНР не было необходимого количества обученных кадров и командиров. Однако новозеландская газета Herald вносит уточнения в историю создания авианосного флота КНР. Первый китайский истребитель приземлился на борту того, что называлось «Австралийский корабль Ее Величества Мельбурн» в 1987 году. Авианосец был продан Китаю как металлолом. Но он стал источником технической информации для китайских военных.
«Ляонин» был куплен у Украины в 1998 году. Тогда заграничные комментаторы писали, что из него сделают казино. А в 2012 году он стал боеготовым авианосцем. ВМС Китая с тех пор проверяли его сильные и слабые стороны. И вот теперь пройдет тест второй авианосец. Все работы над ним держались в тайне. Когда началось строительство, неизвестно.
А вокруг его наименования развернулась дискуссия. Депутат китайского парламента Юань Маожун предложил назвать корабль «Вэй Вэнь». Так звали генерала из эпохи «Троецарствия» (III век нашей эры). Этот генерал высадился на Тайване. Если так и будет, это станет зловещим знаком для острова, который КНР рассматривает как отколовшуюся от материкового Китая провинцию.
Но другие источники говорят, что скорее всего Пекин последует традиции, когда большие корабли называют именами провинций. Поэтому авианосец назовут «Шаньдун».
Внешне второй авианосец похож на «Ляонин». Но его водоизмещение больше – 70 тыс. т. Он также будет носить больше истребителей и вертолетов – 44 единицы. Корабль также оснащен новыми радарами.
Но несмотря на модернизацию, второй авианосец отстает по многим параметрам от американских прототипов. Во-первых, двигатель на нем не атомный. В море он не может находиться неопределенно долгое время. Во-вторых, на нем нет катапульт. Они дают возможность самолетам брать больше топлива и боеприпасов, когда они взлетают. 001А оснащен взлетной рампой. Значит, самолет летит с меньшей нагрузкой.
Впрочем, за 001А последуют 002А и 003А. Согласно китайской прессе, Пекин построит шесть авианосцев к 2030 году.
В беседе с «НГ» заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев отметил: «В современном мире мало стран, способных построить полноценный авианосец. Так что испытания первого корабля, созданного в Китае, – это знаковое событие. Существуют планы создания четырех авианосцев в ближайшие годы. Когда эти планы будут реализованы, у Китая будет больше возможностей проецировать силу своих ВМС и ВВС на значительные расстояния.
В регионе Южно-Китайского моря существуют многочисленные конфликты между Китаем и странами Юго-Восточной Азии, такими как Вьетнам, Филиппины, хотя с Филиппинами у КНР очень хорошие отношения выстраиваются. На перспективу, видимо, эти отношения будут довольно напряженными».
Китай провел 9-пунктирную линию на карте Южно-Китайского моря, которой он обозначил свою зону. Эта линия требует проецирования силы со стороны Пекина. Без авианосных групп, которые эти обширные пространства будут прикрывать, это очень трудно будет сделать. «Китай становится глобальной экономической державой с интересами от Латинской Америки до северной части Тихого океана. Неудивительно, что программа создания авианосцев имеет приоритетное значение», – заключил эксперт.
комментарии(0)