Фото Sean Gallup/Getty Images
Тегеран обещает интенсивно развивать свою ядерную программу в том случае, если Вашингтон решится на односторонний выход из сделки по иранскому атому. Об этом заявил в эфире американского телеканала CBS глава МИД Исламской Республики Мохаммад Джавад Зариф. В экспертной среде считают подобные угрозы реалистичными. Однако курс Тегерана на развитие военного атома столкнет Ближний Восток в пучину войны, отмечают аналитики.
«Нам приходится рассматривать ряд вариантов действий, эти опции готовы, в том числе те, что включают в себя возобновление нашей активности в ядерной сфере с еще большей интенсивностью», – заявил глава иранской дипломатии.
По словам Зарифа, «все опции готовы», а само решение будет принято иранским руководством в надлежащий момент. «С того момента, как президент Трамп вступил в должность, он на самом деле не придерживался сделки, – также отметил дипломат. – Он и его администрация предприняли все меры, чтобы не дать Ирану получить благодаря сделке экономическую выгоду».
Ранее президент США Дональд Трамп установил 12 мая крайний срок, когда европейские лидеры могут договориться с Ираном о «внесении исправлений» в соглашение 2015 года, которое предусматривает ряд ограничений для иранской ядерной программы в обмен на освобождение страны от финансовых санкций. Документ был подписан Россией, Великобританией, КНР, Францией, ФРГ, США и Ираном. Трамп не раз называл договоренности пагубными, утверждая, что они лишь отсрочили тот день, когда Исламская Республика получит ядерное оружие. До недавнего времени Тегеран рассчитывал на помощь европейских партнеров в вопросе сохранения договора. Однако сейчас, похоже, шансов на то, чтобы удержать американское руководство от «ядерного» демарша, становится все меньше.
Масла в огонь подливает и активность Ирана в Ближневосточном регионе. За последнее время усиление проиранских военных формирований в Сирии вблизи израильской границы привело к военному обострению. Еврейское государство стало все чаще прибегать к обстрелу предполагаемых иранских объектов на юге Арабской Республики. Иранское руководство обещало дать на эти шаги соответствующий ответ. Однако в конце минувшей недели премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что его страна готова к любому развитию событий. «Мы слышим угрозы со стороны Ирана, и бойцы Армии обороны Израиля и Службы безопасности страны готовы к любому развитию событий, – заявил глава правительства. – Мы дадим отпор любому, кто попытается навредить нам, нас не остановит цена, наоборот, мы заставим другую сторону заплатить».
В экспертной среде полагают, что среди вариантов ответа, на которые может решиться Иран, вряд ли есть военный сценарий в Сирии. «Вариант с полномасштабной войной Ирана в Сирии маловероятен по причине удаленности от тыловых позиций, – заявил «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. – От Сирии до Ирана далеко. О широкомасштабных боевых действиях речи не может быть: Иран это просто не потянет. С точки зрения использования, как говорят, «прокси-сил» (то есть военных посредников. – «НГ») это возможно. Например, можно пустить в дело «Хезболлу» и множество шиитских «волонтеров». Но насколько этот вариант будет эффективен – другой вопрос. Кроме того, Иран сейчас имеет неплохие отношения с суннитским ХАМАС. У них эти отношения идут по синусоиде. Вот сейчас они на неплохом уровне. Иран может использовать как шиитские формирования, так и «Хезболлу» против Израиля. У него есть эти два направления».
Эксперт отмечает, что реальная военная мощь Ирана не настолько велика, чтобы он в открытую действовал против Израиля или против США. Единственный возможный вариант ответа на одностороннее расторжение «ядерной сделки» – это интенсивное развитие военной ядерной программы, говорит эксперт. «Если иранцы говорят, что они возобновят ядерную программу, то они это могут сделать, и в конце концов ее переведут в военную русло, – полагает Сажин. – Вопрос в том, как на это будут смотреть Израиль и Саудовская Аравия. Если ядерная программа будет развиваться активно именно в военном плане, то я не исключаю мощные военные удары со стороны Израиля, Саудовской Аравии и США по этим иранским ядерным объектам, а это может привести к большой войне на Ближнем Востоке». Главное, чего добивается Исламская Республика, – это то, чтобы ее ядерную программу оставили в покое, говорит аналитик. Тегерану важно, чтобы на практике выполнялись все договоренности, прописанные в соглашении от 2015 года.
комментарии(0)