Майкл Помпео взялся за подготовку встречи лидеров США и КНДР. Фото Reuters
Главная цель тайного вояжа директора ЦРУ Майкла Помпео в КНДР состояла в том, чтобы проверить, готов ли ее лидер Ким Чен Ын к серьезным переговорам. Выяснилось, что готов. Но решение по ядерной и ракетной программе не гарантировано. По мнению эксперта, консервативные круги США считают, что президент Дональд Трамп уступил, согласившись на саммит. Значит, итогом должна стать капитуляция Кима. Но тот полагает, что денуклеаризация – длительный процесс, который займет не один год. Поэтому шансы на договоренность невелики.
Поездка Помпео стала самым убедительным подтверждением того, что Трамп желает стать первым в истории Америки президентом, находящимся у власти, который встретится с руководителем Северной Кореи. Визит был организован начальниками разведслужб Южной и Северной Корей. Место для саммита пока не выбрано.
По словам Трампа, США рассматривают пять географических точек для саммита. Ни одна из них не находится в Америке. В прессе высказывают догадки, что имеются в виду демилитаризованная зона между двумя корейскими государствами, Стокгольм, Женева, Улан-Батор.
Американские СМИ пишут, что Помпео вылетел на встречу с Кимом сразу после того, как президент выдвинул его кандидатуру на пост госсекретаря. Выступая в Сенате во время процедуры его утверждения, Помпео сказал, что настроен оптимистично по поводу дипломатических последствий саммита. Но пояснил, что ни у кого не должно быть иллюзий насчет того, что может быть заключена всеобъемлющая сделка, передало агентство Reuters.
Саммит, как говорит Трамп, может состояться в конце мая или начале июня. Но может и не состояться вообще. То есть сенсационный вояж начальника главного шпионского ведомства США оставил массу вопросов без ответа.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов отметил: «Нет 100-процентной уверенности, что встреча состоится. Хотя готовят ее весьма активно. Для американских консерваторов сам факт встречи – это такая уступка со стороны Трампа, после которой он сможет как капитуляцию Кима продать ее американскому общественному мнению. Ведь Север фактически объявлен государством зла. Как говорил бывший вице-президент США Дик Чейни: «Америка не договаривается со злом. Америка зло побеждает».
Надо отметить весьма специфическую роль Сеула. Играя в собственные политические игры, он несколько исказил позицию Северной Кореи. Юг толкует желание Севера договариваться на определенных условиях как свидетельство того, будто он готов к денуклеаризации. В результате в Штатах, похоже, уверовали, что в результате санкций Ким испугался, готов сдаться и его надо только грамотно дожать.
Но северокорейская программа денуклеаризации объявлялась и на переговорах министров иностранных дел России и КНДР в Москве, и во время визита Кима в Китай. Она предполагает процесс долгий, поэтапный и требует определенных уступок с обеих сторон.
«США вряд ли окажутся готовы к такому варианту. Даже если Трамп пойдет на уступки, американское общественное мнение сочтет их неприемлемыми, – полагает Асмолов. – Правда, есть определенный набор шагов, на который Северная Корея может пойти и который ей ничего не будет стоить. Она может снизить накал антиамериканской пропаганды или объявить односторонний мораторий на ракетные запуски и ядерные испытания. Тем более что если Северная Корея, как она заявляла, действительно довела до завершения программу создания стратегических ядерных сил, значит, в технических испытаниях необходимости нет. А в испытаниях как политических демонстрациях на данный момент необходимости нет тоже».
Северяне, наверное, могут заявить, что откажутся от программы межконтинентальных баллистических ракет. Но взамен они будут чего-то требовать. «Поэтому я не исключаю, что саммит может пройти. Но его итоги не окажутся удовлетворительными ни для одной из сторон», – заключил эксперт.
Между тем переговоры идут и между Северной и Южной Кореями. Они готовят свой саммит с участием Ким Чен Ына и президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина, намеченный на 27 апреля. Одна из главных задач – формально завершить корейскую войну 1950–1953 годов.
Дело в том, что пока на полуострове нет договора о мире, а есть только перемирие. «Мы ищем возможности заменить перемирие на режим мира. Но этот вопрос не может быть решен только двумя Кореями. Он требует консультаций с другими заинтересованными сторонами», – сказал репортерам южнокорейский чиновник.
Южная Корея и войска ООН, возглавлявшиеся США, технически находятся в состоянии войны с КНДР. Перемирие было подписано командованием ООН, китайскими силами добровольцев и КНДР. Южная Корея его не подписала.
комментарии(0)