Фото Cuneyt Karadag/Anadolu Agency/Getty Images
«В Берлине незамедлительно отреагировали на нанесение воздушных ударов по Сирии. Ангела Меркель одобрила действия западных союзников, однако ее позиции придерживаются не все партии Германии», - именно эти слова немецкое государственное агентство Deutsche Welle (DW) вынесло в начало своего материала относительно реакции Берлина на ракетный удар США, Великобритании и Франции по Сирии.
Как известно, Германия не присоединилась к действиям возглавляемой США международной коалиции, хотя можно предположить, что давление в этом плане на канцлера Ангелу Меркель и федеральное правительство оказывалось и не только с стороны США, Великобритании и скорее французского президента Эмманюэля Макрона, но и «внутренними ястребами» в рядах ХДС и оппозиционной СвДП.
Но вряд ли, однако, стоит усматривать противоречие в позиции канцлера. Дело в том, что Ангела Меркель в прошлом не раз заявляла, что ФРГ не будет принимать участия в военных действиях в Сирии. Однако в заявлении, сделанном спустя несколько часов после воздушных ударов, Меркель высказала одобрение действиями своих западных союзников.
В данном случае надо понимать, что Меркель вынуждена лавировать между обязательствами своей страны по блоку НАТО пресловутой атлантической солидарностью и настроениями в немецком обществе. Как опытный политик она прекрасно понимает, что стрельба немецкими ракетами по сирийским объектам с вероятностью поражения при этом российских военных советников вряд ли получит одобрение у ее избирателей.
На этот счет имеется совершенно недвусмысленный опрос немецких избирателей, проведенный в прошедшую пятницу институтом по изучению общественного мнения Forsa по поручению WieseConsultGmbH, к клиентам которой относятся, прежде всего, средний бизнес Германии, а также некоторые крупные концерны. Согласно данному опросу, опубликованному немецким изданием Deutsche Wirtschafts Nachrichten, половина опрошенных считает виновником нынешнего обострения отношений России и Запада Соединенные Штаты Америки. Только 25% склонны винить в этом Россию. 7% винят в этом обострении страны ЕС, а 8% обвиняют в этом как Россию, так и Запад.
Заслуживает внимания в этом опросе, что 83% немцев не испытывают страха перед Россией, хотя основные СМИ Германии наполнены сообщениями о разворачиваемой в России гонке вооружений и угрозах, которую русские представляют для Европы. Только 17% опрошенных находятся под влиянием пропаганды немецких СМИ. Не случайно, что 55% опрошенных высказываются за постепенную отмену экономических санкций, наложенных Западом на Россию, и лишь 13% выступают за их ужесточение.
Настроения немецких избирателей выразил в своем выступлении федеральный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в своем интервью газете Bild am Sonntag. Как отмечает немецкий еженедельник Focus, президент страны высказал озабоченность «расшатанными» отношениями между Россией и Западом. Он счел возможным предупредить федеральное правительство, заявив, что «нам не следует Россию объявлять нашим врагом». Независимо от нашего отношения к Путину, дословно сказал он, «мы не должны Россию и проживающих в этой стране людей объявлять врагами».
Он отметил в интервью, что подобное негативное отношение к России противоречит нашему историческому опыту и слишком многое ставится при этом под вопрос. Президент коснулся случая с бывшим двойным агентом Сергеем Скрипалем и подчеркнул, что его отравление вызывает озабоченность. Но, по его мнению, и усиливающееся отчуждение между Россией и Западом вызывает озабоченность, поскольку в данном случае последствия этого отчуждения выходят далеко за пределы случая со Скрипалем.
Президент, подчеркивает Focus, приходит к выводу, что как со стороны Запада, так и со стороны России отсутствует доверие друг к другу. И противостоять этому опасному отчуждению, считает он, является и вызовом, и задачей политики. Штайнмайер отмечает трудности процесса преодоления сложившейся ситуации и, что важно, он призывает отказаться от доминанты настроений «конца света» в отношениях с «трудным соседом». Этот призыв он адресует прежде всего федеральному правительству, которое, как он считает, несет большую ответственность за единство и сплоченность Евросоюза в реализации политики в отношении России. Сам Штайнмайер понимает этот призыв двояко. С одной стороны, он считает необходимым постоянно указывать Кремлю на последствия проводимой им политики для отношений между Европой и Россией. К этому, как он считает, относятся и санкции, связанные с аннексией (так говорит Штайнмайер) Крыма и конфликтом на востоке Украины. Но с другой стороны, считает президент, Германия должна не прекращать поддерживать прямой диалог с Москвой.
Конечно, данное интервью можно по-разному интерпретировать. Но для меня в нем прозвучала, прежде всего, озабоченность президента тем, что диалог между Россией и Западом может прекратиться. А, как известно, когда переговоры заканчиваются, то начинают говорить пушки. В современных условиях это чревато полным уничтожением человечества. Кроме того, президент, еще недавно занимавший пост министра иностранных дел, озабочен тем, что в составе нынешнего правительства явно не хватает экспертов по восточной политике, связанной с Россией. Ведь и действующий социал-демократический министр иностранных дел Хейко Мас, и новый уполномоченный немецкого правительства по межобщественному сотрудничеству с Россией, странами «Восточного партнерства» и Центральной Азии депутат бундестага от СДПГ Дирк Визе никогда не специализировались в этой сфере и начинают практически с чистого листа.
Я уже высказывал в предыдущих комментариях предположение, что в основе подобной кадровой политики лежит стремление канцлера Меркель полностью сосредоточить проведение политики в отношении России в своих руках. Тем более предупреждение федерального президента в адрес правительства появилось весьма кстати.
комментарии(0)