Эмир Тамим бен Хамад Аль Тани уверен в прочности отношений Катара и США. Фото Reuters
Вашингтон смягчил свое отношение к катарской правящей династии. Об этом говорят результаты визита шейха Тамима бен Хамада Аль Тани в США и его беседа с президентом Дональдом Трампом. Белый дом всерьез обеспокоен тем, что дипломатическая и экономическая блокада, объявленная эмирату его соседями летом прошлого года, толкнет его в сферу влияния Ирана, к ослаблению которого стремится Вашингтон.
«История отношений между Катаром и Соединенными Штатами насчитывает более 45 лет, – заявил Тамим бен Хамад Аль Тани на встрече с американским лидером в Вашингтоне. – Это очень сильные, прочные отношения. Наше экономическое партнерство – это более 125 млрд долл., и наша цель – удвоить его в ближайшие годы». Эмир Катара также назвал крепким военное сотрудничество между его страной и США. «Всем известно, что сердце борьбы с терроризмом – это база Аль-Удейд (американская военная база, которая расположена на территории Катара. – «НГ»). Слава богу, кампания против террористических группировок в нашем регионе велась очень успешно».
В ходе переговоров с представителем катарской правящей династии американский лидер заявил, что его страна всячески пресекает финансирование терроризма, которое, по его мнению, практикуют такие государства, как Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. В этот перечень Трамп включил и Катар, однако добавил, что сейчас эти процессы прекращаются.
«Мы не терпим и не будем мириться с теми, кто финансирует терроризм. Мы сотрудничаем с США с целью остановить спонсирование терроризма во всем регионе», – в свою очередь, заверил эмир. Тамим бен Хамад Аль Тани отметил, что американский лидер играет важную роль в разрешении кризиса на Ближнем Востоке.
Тема иранского влияния также была поднята во время встречи в Вашингтоне. Вместе с ней лидеры затронули и «пагубное влияние» России в регионе, уточняется в пресс-релизе Белого дома. Как рассказали изданию Wall Street Journal источники в американской администрации, в настоящее время власти США хотят разрешить дипломатический кризис в Персидском заливе, который привел к попыткам Саудовской Аравии и ее партнеров изолировать Катар. У Вашингтона есть серьезные опасения, что блокада, вынудившая эмират диверсифицировать свои политические и экономические связи, заставит его пойти на более тесное партнерство с Ираном. Этого американское руководство, как говорят источники, никак не может допустить.
Источник «НГ» в дипломатическом ведомстве Катара указывает на то, что в ходе переговоров в Белом доме Трамп не упомянул тему контактов между Катаром и Ираном, которая так сильно волнует Саудовскую Аравию. «В фокусе находились борьба с терроризмом и блокада, – отметил собеседник «НГ». – Что касается дрейфа Катара к Ирану, я думаю, это не то, чем кажется. У Катара есть необходимость сотрудничать с Ираном по причине экономических и географических связей. Более того, Иран обеспечивает Катару единственный путь к миру в условиях блокады».
В катарской экспертной среде отмечают, что в ходе переговоров с Трампом скорее всего не говорилось прямо об иранском влиянии: вероятно, Тамим бен Хамад Аль Тани четко продемонстрировал свою приверженность американской линии в регионе и осудил те преступления, которые происходят в Сирии, как считается, по вине официального Дамаска и Тегерана. «Об Иране и его влиянии в регионе не говорилось прямо, – заявил «НГ» профессор политической социологии Университета Катара Маджид аль-Ансари. – Кажется, что американская администрация удовлетворена уровнем дискуссии на тему преступлений сирийского режима».
«Говорить, что Катар попадает в сферу влияния Ирана, было бы сильным преувеличением, – заявил «НГ» старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики (ВШЭ) Леонид Исаев. – Да, по каким-то вопросам они сходятся, по каким-то – нет. Катар действительно стал проводить независимую от Персидского залива политику. Но я бы не сказал, что она стала сильно противоречить позиции США. Катар как был американоориентированным государством, так им и остался. Другое дело, что с точки зрения эффективности взаимодействия со странами Персидского залива американцам было бы проще, если бы Катар оставался в контексте общеаравийской политики: одно дело – взаимодействовать по отдельности со всей аравийской шестеркой, другое дело, когда есть единый механизм, в рамках которого действуют эти страны. Когда кризис вокруг Катара только начинался, Рекс Тиллерсон сразу сказал, что американцы не заинтересованы в разладе между Катаром и Саудовской Аравией. Другое дело, что Трамп делал эмоциональные заявления».
комментарии(0)