Постепенная открытость Северной Кореи миру стала одной из главных тем переговоров Ли Ен Хо и Сергея Лаврова. Фото Reuters
Лидер КНДР Ким Чен Ын может в преддверии анонсированных в конце апреля – начале июня саммитов с президентами Южной Кореи и США Мун Чжэ Ином и Дональдом Трампом посетить Россию, сообщили сеульские СМИ со ссылкой на американские спецслужбы. Они считают, что визит в Москву министра иностранных дел КНДР Ли Ен Хо – косвенное свидетельство подготовки встречи российского и северокорейского лидеров. Хотя, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, возможности обмена визитами Владимира Путина и Ким Чен Ына на переговорах с северокорейским коллегой даже не обсуждались.
За несколько дней до визита в Москву северокорейского министра выходящая в Сеуле Korea Herald со ссылкой на представителей разведки США сообщила, что Ким приглашен на встречу с Путиным.
Сам директор Национальной разведки США Дэниел Коутс якобы заявил, что его ведомство располагает информацией о «приглашении Кима поехать в Россию на переговоры».
Российские официальные лица опровергают информацию о возможном визите Кима. Помощник президента РФ Юрий Ушаков ранее заверил журналистов, что «пока в повестке дня нет» встречи российского и северокорейского лидеров. По окончании вчерашних переговоров с Ли Ен Хо Сергей Лавров сообщил, что не обсуждал возможности обмена визитами лидеров двух стран, добавив, что Путин и Ким регулярно обмениваются посланиями. «Я убежден, что когда они сочтут оптимальным и целесообразным, они обсудят и возможность личного контакта», – цитирует главу МИД РФ Интерфакс.
Интригу с возможным визитом Кима в Москву подогревает история с его недавней поездкой в Пекин – первым зарубежным вояжем после прихода к власти. Он состоялся в условиях строжайшей секретности, а информация о переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином была обнародована, когда северокорейский лидер уже вернулся домой. На соответствующие догадки наводит и сообщение информагентств о том, что по прилете в Москву северокорейский министр встретился с секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым.
Эксперты напоминают, что отец северокорейского лидера Ким Чен Ир накануне и после встречи с тогдашним президентом Южной Кореи Ким Дэ Чжуном в 2000 году провел встречи на высшем уровне с Россией и Китаем. Такие поездки руководителей КНДР связывают с необходимостью заручиться поддержкой великих держав в сохранении политического строя и укреплении своих переговорных позиций. При этом Ким, похоже, помнит, что односторонние гарантии Запада в свое время не помогли ни Саддаму Хусейну, ни Муаммару Каддафи.
«Несмотря на то что Пхеньян обижен на Москву из-за ее почти безоговорочной поддержки резолюций Совбеза ООН, накладывающих на КНДР жесткие санкции, он хочет узнать, какова будет позиция России в случае, если не удастся договориться с Вашингтоном о денуклеаризации полуострова, – сказал в беседе с «НГ» руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин. – А договориться вряд ли быстро удастся без предоставления со стороны Америки гарантий безопасности».
По мнению эксперта, Северная Корея ждет от России понимания того, что к немедленному ядерному разоружению предстоящие саммиты привести не смогут. «В Пхеньяне не хотят, чтобы инспекторы облазили всю страну, как это было в Ираке. Хотя в тотальных инспекциях очень заинтересованы США. Ведь одной из причин сдерживания американского упреждающего удара по КНДР было как раз отсутствие карт с обозначением ее ядерных объектов. Думаю, тема инспекций станет главным препятствием на пути договоренностей между КНДР и США», – подчеркнул Жебин.
В Москве приветствуют снижение взаимных угроз между Пхеньяном и Вашингтоном. «С российской стороны мы подтвердили, что приветствуем постепенную нормализацию обстановки, прекращение взаимных угроз, готовность к контактам как между Северной Кореей и Южной Кореей, так и между Северной Кореей и США», – отметил Лавров. По его словам, «реальный ход событий «на земле» идет в русле той «дорожной карты», которую в прошлом году сформулировали и предложили Россия и Китай для деэскалации обстановки и создания условий, позволяющих вести переговоры. Речь идет о российско-китайском предложении о двойной заморозке и трехэтапном плане урегулирования корейской проблемы, кстати, официально никем не поддержанным.
Лавров считает, что шестисторонние переговоры (КНДР, Южная Корея, Россия, Китай, Япония и США) являются тем форматом, в рамках которого необходимо обсуждать проблемы безопасности Пхеньяна и денуклеаризации Северо-Восточной Азии, поскольку они касаются всех этих стран. Однако, по мнению Жебина, пока преждевременно говорить о возобновлении переговоров в рамках «шестерки».
«США и Южная Корея все время настаивали, чтобы Россия и Китай выступали единым фронтом с ними по отношению к КНДР, оказывали на нее скоординированное давление с целью положить конец ее ракетно-ядерной программе, – напомнил эксперт. – Но как только появились признаки уступчивости со стороны Северной Кореи, о едином фронте сразу забыли. Сеул и Вашингтон бросились налаживать контакты с Пхеньяном, причем без информирования об этом Москвы и Пекина, не говоря уже об учете наших интересов. Так что, поддерживая антикорейские санкции, Россия лишь помогала США продавить их цели на Корейском полуострове. В итоге нашей дипломатии еще предстоит приложить немало усилий, чтобы сохранить свое место среди участников урегулирования».
В этих условиях России необходимо выработать приспособленную к меняющейся обстановке тактику действий, чтобы оставаться активным участником новых процессов на Корейском полуострове. В этом плане встреча лидеров России и КНДР была бы более чем полезной.
комментарии(0)