C виду непримечательный РЭЦ «Лурдес» был главным элементом системы раннего предупреждения о ракетно-ядерном нападении. Фото Reuters
Председатель Госсовета Кубы Рауль Кастро в конце 2017 года подтвердил, что скоро оставит свой пост. «Когда будет избран новый состав Национальной ассамблеи, закончится мой второй и последний мандат на посту главы государства и у Кубы будет новый руководитель», – заявил он.
11 марта кубинцы выбрали членов Национальной ассамблеи народной власти. На первом заседании парламента нового созыва, намеченном на 19 апреля, депутаты сформируют Госсовет, в который войдет 31 депутат. Этот орган, в свою очередь, должен будет назначить своего председателя – главу государства, который также займет должность председателя Совета министров. 86-летний Рауль Кастро, таким образом, решил сдержать обещания, данные в 2013 году после переизбрания на посту руководителя Кубы, что не будет выдвигать свою кандидатуру на выборах-2018.
Эксперты гадают, кто же станет преемником Кастро. Называются разные имена, включая бывшего зятя действующего лидера, его сына и дочь (кстати, она единственная из всего семейства Кастро является депутатом Национальной ассамблеи). Но формально у Рауля Кастро есть первый заместитель – Мигель Диас-Канель Бермудес, и, по идее, он и должен стать преемником.
Такого мнения придерживается один из авторов книги «Рауль Кастро и Новая Куба», доктор в области истории международных отношений Школы имени Джозефа Корбеля при Университете Денвера (США) Артуро Лопес-Леви. В самом деле, в последнее время Диас-Канель Бермудес весьма активен, чаще, чем раньше, бывает за рубежом. Именно он недавно побывал с визитами в России, где был принят президентом РФ Владимиром Путиным, и КНДР. Диас-Канель участвовал и во встрече Рауля Кастро с президентом США Бараком Обамой.
Возникает вопрос: как поведет себя новый кубинский руководитель, родившийся после революции? Будет ли он прагматичен, пойдет ли на компромиссы во внешней политике, в том числе в отношениях с США, или продолжит придерживаться линии, предложенной еще Фиделем Кастро? И повлечет ли его приход к власти какие-либо изменения в российско-кубинских отношениях, в частности по вопросу о закрытом радиоэлектронном центре (РЭЦ) «Лурдес», позволявшем во времена СССР осуществлять перехват радиосвязи и телефонных разговоров на территории США?
«Лурдес» был развернут в период с 1962 по 1967 год в южном пригороде Гаваны. Почти 40 лет советские, а затем и российские «уши» находились прямо под боком у США. РЭЦ играл ключевую роль в получении разведывательной информации во времена холодной войны. Его возможности позволяли перехватывать данные американских спутников связи, наземных телекоммуникационных систем, а также центра управления полетами НАСА. РЭЦ не тронули даже в конце 1980-х – начале 1990-х, когда казалось, что Россия за право стать членом «цивилизованного мира» готова была заплатить любую цену. Более того, в 1996-м «Лурдес» начали модернизировать, и до 2000 года продолжалась его успешная деятельность. Однако вскоре после визита Путина на Кубу осенью 2001 года СМИ сообщили, что «Лурдес» будет закрыт.
Когда в июле 2014 года Путин нанес новый визит в Гавану, по его итогам ряд российских и зарубежных СМИ заговорили о «перезапуске» стратегического партнерства между Россией и Кубой во всех областях, включая военную, и о возобновлении в связи с этим работы РЭЦ «Лурдес». Как утверждалось, активными инициаторами этого стали военные круги как в Москве, так и в Гаване. Вместе с тем Путин опроверг эти сообщения.
Как бы то ни было, многие эксперты сходятся во мнении, что Куба нуждается в России, поскольку Гаване необходимо уравновесить сложные асимметричные отношения с Вашингтоном. Одним из глобальных вызовов, с которым столкнется новый председатель Госсовета во внешнеполитическом плане, будет способность эффективно противодействовать политике США во главе с Трампом, стремящимся свести на нет успехи, достигнутые в американо-кубинских отношениях его предшественником Бараком Обамой. Не исключено, что будущий кубинский руководитель предпримет новые попытки договориться с Россией о возобновлении деятельности РЭЦ. Ведь сам Фидель Кастро открыто признавал, что центр был полезен кубинскому руководству, поскольку советская сторона активно делилась с Гаваной разведсведениями о планах США в отношении Острова свободы.
Есть и в нашем военно-политическом истеблишменте сторонники мнения, что закрытие РЭЦ имело негативные последствия для безопасности России. В одном из интервью президент Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов заявил, что «Лурдес» был главным элементом системы раннего предупреждения о внезапном ракетно-ядерном нападении. Там были отработаны уникальные методики, которых не было нигде в мире. «С закрытием этого центра безопасности страны нанесен колоссальный ущерб», – отметил Ивашов.
Аналогичным образом высказался бывший руководитель Службы внешней разведки России Вячеслав Трубников: «Лурдес» делал СССР «зрячим» по всему Западному полушарию. С этой точки зрения его утрата сказывается на нашей осведомленности о процессах, происходящих на этой территории».
О внешнеполитических взглядах Диаса-Канеля пока известно немного. До настоящего времени каких-то прямых заявлений о будущем российско-кубинских отношений он не делал. Однако нет оснований полагать, что отношение к России у него хуже, чем у Кастро, который подчеркивал заинтересованность в традиционно дружеских отношениях с Москвой. Тем более что в вопросе смены руководителя Госсовета Кубы имеется существенный нюанс: Рауль Кастро, хоть и не намерен оставаться во главе государства, сохранит за собой пост депутата Национальной ассамблеи и как минимум в течение еще трех лет будет первым секретарем Компартии Кубы (очередной съезд состоится в 2021 году).
Время покажет, произойдут ли изменения в судьбе РЭЦ «Лурдес». В любом случае свято место пусто не бывает. Гавана уже заключила соглашение с Пекином о создании на Кубе китайского центра радиоперехвата.
комментарии(0)