Фото VCG/VCG via Getty Images
Китай ответил на повышение в США тарифов на импорт китайской стали и алюминия. Он ввел пошлины на 128 американских товаров, включая свинину и фрукты. В результате пострадают штаты, которые специализируются на сельхозпродукции, то есть избиратели Дональда Трампа. Вместе с тем контрмеры Китая оказались мягкими. Но если США реализуют угрозу «наказать» Пекин рестрикциями на 60 млрд долл., то КНР может ограничить ввоз сои, авто и самолетов.
Комитет по таможенным пошлинам при Госсовете КНР принял решение о введении пошлин в размере 15% на 120 товаров, импортируемых из США, включая фрукты, а также пошлин в размере 25% на восемь американских товаров, включая свинину.
Это реакция на решение правительства США установить 25-процентную пошлину на импорт стали и 10-процентную на импорт алюминия из ряда стран, включая Китай.
Китайское Министерство коммерции сигнализировало США, что тарифы предназначены для того, чтобы указать Трампу: не стоит начинать торговую войну. А она становится весьма реальной. 29 марта Трамп подписал меморандум о борьбе с «экономической агрессией Китая». Это может, по его словам, принести Китаю потери на 60 млрд долл.
Министерство указало, что его поддерживает общественное мнение Китая. В последние недели китайские государственные СМИ осуждали протекционистские шаги Трампа и представляли Китай как защитника открытой торговли. «Многие люди высказали свою поддержку контрмерам по телефону, в посланиях по электронной почте и другими путями», – говорится в сообщении.
Но, как пишет New York Times, на самом деле Китай установил сравнительно высокие барьеры на многие виды импорта из-за рубежа и на иностранные инвестиции.
Если расценивать ответ Китая как первый залп начинающейся торговой войны, то он не был мощным. Но, как сказал бывший министр финансов Китая Лоу Цзивэй, за ним могут последовать ограничения на импорт соевых бобов, автомобилей, самолетов.
В беседе с «НГ» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский отметил: «Торговая война может развернуться по двум сценариям. Первый вариант – Америка отступает, второй – Америка наступает. Меры, объявленные Китаем, не включают соевые бобы, поскольку это важная статья импорта. Китай – огромный рынок для соя-бобов. Они нужны ему любой ценой. Китай производит их около 30 млн т, а рынок требует 95 млн».
По словам эксперта, в денежном выражении импорт соя-бобов в Китай стоит на четвертом месте после компьютерных плат, нефти и железной руды. «Они нужны не только для откорма свиней, это продукт питания населения. Из сои делают массу блюд, например, доуфу – китайский творог. Да и коровье молоко в Китае мало используется: утром там пьют соевое молоко», – пояснил Островский.
«Второй вариант более реальный, чем первый. Трамп не может показать себя слабаком. Торговые войны уже случались и 10 лет назад. Китай вступил в ВТО в ноябре 2001 года и после этого резко увеличил объем внешней торговли. Сейчас никто не знает, что с этим торговым гигантом делать», – подчеркнул эксперт.
Касаясь возможного воздействия китайско-американской торговой войны на Россию, Островский сказал, что наша страна «не участвует в этом деле». Тем более что у России и Китая объем торговли раз в пять или шесть меньше китайско-американской. Россия может быть затронута, если борьба перейдет в следующую стадию. Например, Китай может ответить девальвацией юаня. Или выбросить американские государственные облигации на рынок. Вот тогда это затронет Россию, заключил эксперт.
Газета Washington Post утверждает, что шансы на торговую войну возросли и в результате того, что за первый год пребывания Трампа у власти из правительства ушли ключевые советники, такие как директор Национального экономического совета Гэри Кон и госсекретарь Рекс Тиллерсон. Они пытались отговорить Трампа от реализации его угроз в торговле. Их больше нет в администрации, а Трамп окружен советниками, которые поддерживают его протекционистские меры.
комментарии(0)